Пoзнавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГOС

Мишина Турсунай Жанбековна

Воспитатель, МДОУ Д/С №11 о.в., г. Магнитогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мишина Т.Ж. Пoзнавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГOС // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 428040


 

Сегодня дошкольные образовательные учреждения действуют в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

В соответствии с этим стандартом, основная цель дошкольного образования - научить ребенка самостоятельности: самостоятельно мыслить и действовать, принимать решения, самостоятельно получать необходимые знания, которые пригодятся ему в жизни.

Одна из областей ФГОС - «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На этапе завершения дошкольного образования (исходя из целевых ориентиров) ребёнок должен:

  • проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
  • достаточно хорошо владеть устной речью;
  • проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; иметь склонность к наблюдению, экспериментированию;
  • иметь способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Эта часть целевых ориентиров области «Познавательное развитие» ФГОС может реализовываться в таком виде деятельности как познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование, исследование, проектирование).

С точки зрения Н.А. Коротковой, познавательно-исследовательская деятельность, активность ребенка напрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

Познавательная активность ребенка в процессе деятельности характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Задача педагога состоит в создании условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.

Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  • живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
  • неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
  • физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.
  • рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием. Необходимо читать познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов, найти для себя новые сведения, построить предметно-развивающую среду.

Учреждения дошкольного образования детей в плане реализации установок ФГОС относительно формирования условий для познавательно-исследовательской деятельности детей, развития познавательной активности детей (и самостоятельности) сталкиваются с рядом проблем:

  1. В ДОУ преобладают занятия творческого характера, интеллектуального развития детей. Экспериментирование - процесс чаще всего фрагментарный, так как требует чёткого планирования, более длительной подготовки.
  2. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность всегда требует запаса времени и особого внимания педагога, поэтому ей отводится всего несколько занятий в год.
  3. Что касается внедрения в образовательный процесс приемов исследовательской деятельности, способствующей как раз развитию любознательности дошкольников, умения наблюдать и экспериментировать, можно сказать, что и они используются фрагментарно, а это недопустимо с точки зрения усвоения навыков и развития самостоятельности.
  4. Данные приемы чётко ориентированы на совместную деятельность ребёнка и взрослого, и это тоже вызывает затруднения в мотивации родителей к такому виду деятельности.

В более выгодных условиях находятся учреждения дополнительного образования детей, педагоги которых более свободны в разработке дополнительных общеобразовательных программ, имеют возможность творчески подойти к организации занятия, образовательного процесса в группе.