Мишина Турсунай Жанбековна
Воспитатель, МДОУ Д/С №11 о.в., г. Магнитогорск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мишина Т.Ж. Пoзнавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГOС // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 428040
Сегодня дошкольные образовательные учреждения действуют в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с этим стандартом, основная цель дошкольного образования - научить ребенка самостоятельности: самостоятельно мыслить и действовать, принимать решения, самостоятельно получать необходимые знания, которые пригодятся ему в жизни.
Одна из областей ФГОС - «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На этапе завершения дошкольного образования (исходя из целевых ориентиров) ребёнок должен:
Эта часть целевых ориентиров области «Познавательное развитие» ФГОС может реализовываться в таком виде деятельности как познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование, исследование, проектирование).
С точки зрения Н.А. Коротковой, познавательно-исследовательская деятельность, активность ребенка напрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.
Познавательная активность ребенка в процессе деятельности характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Задача педагога состоит в создании условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием. Необходимо читать познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов, найти для себя новые сведения, построить предметно-развивающую среду.
Учреждения дошкольного образования детей в плане реализации установок ФГОС относительно формирования условий для познавательно-исследовательской деятельности детей, развития познавательной активности детей (и самостоятельности) сталкиваются с рядом проблем:
В более выгодных условиях находятся учреждения дополнительного образования детей, педагоги которых более свободны в разработке дополнительных общеобразовательных программ, имеют возможность творчески подойти к организации занятия, образовательного процесса в группе.