Дизайн-проект «Удивительное рядом»

Цуприкова Мария Викторовна
Тулаева Татьяна Петровна

Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №6", г. Саранск
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №6", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цуприкова М.В.,Тулаева Т.П. Дизайн-проект «Удивительное рядом» // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 429392


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Наши дизайнерские находки (фотогалерея)


 

Вид проекта практико-ориентированный.

Тип проекта: долгосрочный.

Руководитель проекта: воспитатель Цуприкова М.В.ТулаеваТ.П.

Участники: педагоги, ст.воспитатель, заведующая, родители (законные представители) детей, дети

Сроки реализации проекта: 1 учебный год (сентябрь 2018года – май 2019 года).

Актуальность

Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Перед нами, педагогами дошкольных образовательных организаций поставлена задача создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

 

Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.

Цель проекта: создание модели развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей условия для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

  • изучение и внедрение в практику инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды на основе современного стандарта;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды, направленной на развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственные

1. Подготовительный этап

1.1.

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

сентябрь 2018г.

Воспитатели Цуприкова М.В

Тулаева Т.П

1.2.

Разработка проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды как пространства социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста». Составление рабочего плана реализации проекта

сентябрь 2018г.

Воспитатели Цуприкова М.В

Тулаева Т.П

2. Основной этап

2.1.

Консультации на темы:

  • «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения»;
  • «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы».

Октябрь 2018г.

Воспитатели Цуприкова М.В

Тулаева Т.П

2.2.

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Октябрь 2018г.

 

2.3.

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды

Октябрь 2018г.

Воспитатель Цуприкова М.В

Тулаева Т.П

3. Заключительный этап

3.1.

Итоговая презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста»: на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

май 2019г.

Воспитатель Цуприкова М.В

Тулаева Т.П

3.2.

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы.

май 2019г.

Воспитатель Цуприкова М.В

Тулаева Т.П

 

Практический результат

Дизайн группы способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.

В процессе расширения зон творческого, двигательного, эмоционального развития детей в группе проводился целый комплекс мероприятий и НОД по оформлению нравственных качеств, патриотических чувств, привитие этических и эстетических норм поведения воспитанников, а родители принимали активное участие в этой работе.

Построение развивающей среды с учетом этих принципов дало ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.

Мы и наш педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

 

Литература:

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249 03", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24.
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03 51 46ин/14 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19 12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. 1993.
  6. Концепция дошкольного воспитания / авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989.
  7. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 2001.
  8. Железнова С.В. К вопросу о развивающей среде ДОУ, Ульяновск 2001.
  9. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.
  10. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. №4.
  11. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды // Творчество и педагогика: материалы Всесоюзной научно-практической конференци). М., 2006.
  12. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003.