Камалдинова Гульнур Мугтасимовна
Вирфель Татьяна Михайловна
Михайлова Лариса Павловна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Камалдинова Г.М., Вирфель Т.М., Михайлова Л.П. Играем, говорим, размышляем: программа по речевому развитию дошкольников // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 427652
ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия программы с приложениями (брошюра)
Пояснительная записка
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
В настоящее время ученые и педагоги – практики отмечают снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому педагогам необходимо обратить самое пристальное внимание на детей, имеющих проблемы в речевом развитии.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, коммуникативных навыков. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Актуальность
В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда у ребенка взрослый просит рассказать, что интересного он увидел в зоопарке, пересказать сказку, рассказ, описать картинку, составить рассказ по картинке, то сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становиться эпизодической, неполной, невыразительной.
К 5 – 6 годам современный ребенок должен овладеть всеми компонентами речи: правильно произносить все звуки и слова сложной звуко-слоговой структуры, уметь полно и последовательно излагать свои мысли, строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы, описывать картинки, события.
Программа «Играем, говорим, размышляем» позволяет решить проблемы речевого развития детей с младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением задач формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность коммуникативного общения и подготавливающей к обучению в школе.
Цель программы
Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей.
Задачи программы
Отличительные особенности программы
Программа по развитию речи «Играем, говорим, размышляем» предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет.
Данная программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем году обучения содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.
Первый год обучения: Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия, слухового восприятия).
Второй год обучения: Развитие мышления.
Третий год обучения: Развитие речи.
Выбор такой структуры обусловлен тем, что состояние произносительной и содержательной сторон речи, уровень развития речи находятся в прямой зависимости от уровня сформированности внимания, сенсорных процессов; умения самостоятельно вычислять значимые для решения каждой конкретной задачи свойства предметов, умения делать самостоятельные обобщения, самостоятельно находить выбор решения практической задачи в незнакомой ситуации. Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности: от простого - к сложному. Во всех трех годах обучения решаются задачи воспитания звуковой культуры речи, формирования словаря и грамматического строя речи, развития связной речи.
В возрасте 4- 5 лет (I год обучения) обучение направлено на развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия, речевого дыхания; на развитие артикуляционной моторики фонетического слуха и речевого внимания детей; что подготавливает их к звуковой культуре речи, полноценному овладению фразовой речью.
В возрасте 5- 6 лет (II год обучения) совершенствуется лексико-грамматический строй речи, основные психические процессы (внимание, память) формируется критический стиль мышления и поведения, ключевой характеристикой которого является диалог между взрослым и ребенком, между детьми.
В возрасте 6 – 7 лет (III год обучения) развивается критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей, развивается речь, коммуникативные способности, возрастает уверенность в себе.
Предлагаемая дополнительная программа является адаптированной, за основу были взяты следующие источники:
Данная программа «Играем, говорим, размышляем» основывается на идеях вышеперечисленных авторов, а также включает некоторые их теоретические материалы и практические задания.
Реализация данной программы предполагает:
Организация образовательного процесса
Сроки реализации программы: в течение 3-х лет. Программа рассчитана для работы с детьми 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет.
Ведущие формы работы: занятия, игры, сценарии, активизирующие обучение.
Продолжительность занятий в зависимости от возраста детей: средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25 минут, подготовительный к школе возраст – 30 минут.
Программа состоит из трех разделов:
1 раздел – диагностический
Диагностика является начальным и завершающим этапом работы с ребенком и группой в целом. Логопед проводит обследование речи детей, воспитатели, психолог ведут наблюдение за поведением детей в период общения, за отношениями между детьми в детском саду.
2 раздел – практический
В практической части ставятся и решаются задачи речевого и коммуникативного развития детей. Целью педагога является пробуждение речевой активности ребенка, его языковых способностей, создание ситуаций диалогового общения между детьми. Педагог организует деятельность детей так, чтобы деятельность не выступала как форма обучения, это может быть досуг, развлечение, игра, чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, художественное творчество и т.д. При использовании сценариев активизирующего общения, обучение происходит как на занятиях, так и вне занятий, в течение всего дня, и носит интегрированный характер с активным применением игровых приемов.
Цели и задачи деятельности:
3 раздел – контрольный
Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. После завершения учебного года выявляется уровень речевого и коммуникативного развития.
Данные сравниваются с первоначальными данными диагностики.
Глубокий анализ результатов помогает сформировать дальнейшую работу с детьми, разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с задачами дальнейшего обучения, а также определить рекомендации педагогам и родителям.
Методическое обеспечение программы:
Основными формами и методами являются: диагностика, индивидуальные и групповые беседы, создание ситуации успеха; проведение фоноритмики речевых упражнений; беседы по картинкам с простыми и проблемными сюжетами.
При проведении упражнений с картинками, игрушками, предметами большое место отводиться такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать умственную активность ребенка.
Дидактическое и техническое обеспечение программы:
Применяются игрушки, муляжи, сюжетные и предметные картинки, картинки с проблемным сюжетом, иллюстрации, цветные карандаши, дидактический «чудесный мешочек», произведения детской художественной литературы, музыкальные произведения, магнитофон, проектор, мультимедийный экран и прочая наглядность.
Литература: