«Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет

Хусаинова Маужида Музафаровна

Воспитатель, МБДОУ ДС № 1, г. Озерск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хусаинова М.М. «Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 426891


 

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. 

Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний и умений. 

Форма организации обучения: фронтальная (обще групповая). 

Цель: закрепить знания детей о названиях лекарственных растений Урала.

Задачи: 

обучающие: 

  • создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Урала;
  • расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека; 

развивающие: 

  • обогатить словарный запас детей;
  • продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Развивать речь, память, мышление детей; 

воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе желание беречь её, защищать;
  • закрепить правила поведения в лесу, на природе;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально­ коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно ­ исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественная.

Предварительная работа: 

рассматривание иллюстраций, открыток; беседы о родном крае, о природе, о растениях Южного Урала; чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов на тему «Лекарственные растения», просмотр видеофильмов, мультфильмов по теме; оформление библиотеки для родителей «Лекарственные растения Южного Урала», беседы с родителями польза витаминных, травяных чаев. Проведение дидактических, подвижных игр, пение песен.

Словарная работа: 

лекарственные растения, настои, отвары, микстура, зеленая аптека.

Планируемый результат: 

у детей развивается познавательный интерес, расширять представления о лекарственных растениях своего родного края. Дети положительно, эмоционально и осознанно относятся к природе, к растениям окружающих ребенка. У детей формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней; умение использовать полученные знания в жизни.

Средства и оборудование: 

  • технические: проектор, ноутбук, магнитофон, музыкальные записи П.И. Чайковского, И. Вивальди, минусовки к песням «Одуванчик», «Ягода - малина, ягода – клубника»;
  • методические: иллюстрации, фотографии цветущих растений, серия дидактических игр «Растения - доктора простудных заболеваний», альбом «Лекарственные растения». 
  • организационные: столы, акварельные краски, кисти, бумага, цветные карандаши, восковые мелки, наборы открыток, ободки лекарственных растений.

 

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках поставленных полукругом.

Воспитатель: Ребята, мы с вами совершим путешествие в мир лекарственных растений.

Звучит фонограмма «Звуки природы» (шум леса, голоса птиц).

Ребенок: 

Лес как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы его сможем научить!

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что к нам кто-то стучит в дверь. Пойду посмотрю.

(Раздается стук в дверь. Входит Колобок с корзинкой)

Колобок: Здравствуйте, ребята! А куда я попал?

Воспитатель: Колобок, ты попал в детский сад со сказочным названием «Лукоморье». А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут.

 Ребенок: Челябинская область, город Озерск, улица Ленина 47 «а».

Колобок: Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много разных растений, а как они называются, не знаю. У меня дедушка с бабушкой простудились, я их хотел бы вылечить. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Давайте поможем Колобку и назовем растения, которые он собрал. (Педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, назвали растения, которые собрал Колобок. Давайте вспомним стихотворение «Что растет?» и напомним нашему гостю, что в лесу, на лугу очень много разных растений, которые радуют нас.

Ребенок:

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка,

Что еще?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ - как ёлка.

А еще? 

Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых!

Воспитатель: Мы живём на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Сейчас будет звучать музыка. Вы закроете глаза и представите чудесный лес с красивыми цветами. 

В это время выходят дети, заранее подготовленные, с ободками на голове.

Воспитатель: Вот наши верные друзья, наши помощники.

Дети: Лекарственные травы мы, друзья.

И все мы дружная семья! (дети хором)

Воспитатель: Растения! Встанем дружно в ряд! 

Здесь каждый встрече с вами рад!

Первый ребенок:

Я - целебная крапива!

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

Второй ребенок:

А я - аптечная ромашка!

Нарядное платьице, 

Желтая брошка.

Ни пятнышка нет

На красивой одежке,

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Третий ребенок:

А я – малина! 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

Четвертый ребенок:

А я – шиповник!

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

Пятый ребенок:

А я – подорожник!

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Воспитатель: Спасибо, вам друзья, за то, что вы рассказали о себе.

Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

Носит он желтый сарафанчик.

Подрастет нарядится

В беленькое платьице -

Легкое, воздушное 

Ветерку послушное.

Дети: Одуванчик.

Физминутка «Одуванчик»

Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения.

Воспитатель: Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.

Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков. 

Воспитатель: Ребята, а мы знаем песню «Одуванчик». Давайте споем.

Дети поют песню «Одуванчик» под минусовку.

Воспитатель: Послушаем стихотворение «Одуванчик» Е. Благининой (стр. 355 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»)

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу...

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,

Ты стоишь на самой жаре.

Над тобой кукуют кукушки,

Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,

И роняет листья в траву...

Одуванчик, цветок пушистый,

Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?

И потом отнесу домой.

...Ветер дунул неосторожно -

Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая

В середине жаркого дня!

И летят пушинки, сверкая,

На цветы, на траву, на меня...

Воспитатель: Спасибо, тебе, за стихотворение. Ребята, кто нам скажет, чем полезен одуванчик?

Ребенок: Чтобы улучшить аппетит, при заболеваниях почек, чтобы снизить давление. Варят полезное варенье.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Узнай и назови». Я буду описывать лекарственное растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать. Листья узорные, головка белая. 

Дети: Ромашка. 

Воспитатель: Растет у дороги, семена идут в стрелки. Применяются для остановки кровотечения из ран. 

Дети: Подорожник. 

Воспитатель: Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяются при ангине и для промывания ран. 

Дети: Календула. 

Воспитатель: Назовите Колобку еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными? 

Дети: употребляются для лечения различных болезней. 

Колобок: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть? 

Воспитатель: Да, Колобок, есть такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята? 

Дети: Ягоды. 

Воспитатель: Какие ягоды вы знаете? 

Дети: Малина, черника, калина, рябина, шиповник, земляника и др.

Воспитатель: Ребята, предлагаю исполнить песню «Ягода малина, ягода черника» и напомнить Колобку, как правильно собирать ягоды и что еще мы называем ягодой.

Дети поют песню «Ягода малина, ягода черника» под минусовку.

Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. 

Колобок: А что можно приготовить из сухих растений? 

Дети: Настои, отвары. 

Воспитатель: Ребята, где можно купить лекарства, лекарственные растения?

Дети: В аптеке.

Воспитатель: Правильно! Самая лучшая аптека – это природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь. Ребята, кто напомнит правила при сборе лекарственных трав?

Дети: 

- нельзя рвать много растений;

- хорошо знать растения и отличать от ядовитых;

- нельзя рвать растения, которые занесены в Красную книгу;

- сушить в тени, а не на солнце;

- нельзя собирать вблизи дорог;

- после сбора лекарственных трав надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: 

Бесценна Уральского леса краса,

Зеленое золото - наши леса.

Чтобы сохранить эту красоту, 

Мы соблюдаем правила поведения в лесу.

Какие правила вы помните?

Дети:

1) Не рубить живые растения и кустарники;

2) Не разводить костры под деревьями;

3) Не оставлять мусор в лесу;

4) Не разорять гнезда птиц;

5) Не рвать цветы;

6) Не брать домой детенышей животных.

Воспитатель: Молодцы, умеете вы себя вести в лесном царстве. Чтобы Колобок и вы хорошо запомнили лекарственные растения, мы посмотрим презентацию «Лекарственные растения Южного Урала».

Презентация «Лекарственные растения Южного Урала». 

1) Аптечная ромашка - когда болит горло, полоскать отваром. 

2) Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления. 

3) Календула - для полоскания горла и для заживления ран. 

4) Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев. 

5) Шиповник - богат витаминами, при простуде. 

6) Какое растение лечит сердце? (Ландыш) 

7) Какое растение узнает и слепой? (Крапива) 

8) Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)

Колобок: Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь домой лечить дедушку и бабушку. А вам оставлю малиновое варенье, и вы попьете чай.

Воспитатель: И тебе, Колобок, спасибо за варенье. Мы с ребятами нарисуем лекарственные растения и тебе пришлем по почте.

На следующем занятии дети рисуют лекарственные растения, которые им запомнились.

 

Используемая литература

  1. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада: пособие для воспитания дет. сада / сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньковская. М: Просвещение, 1981.
  3. Южный Урал: шаг за шагом: программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Челябинск, Уникальная книга, 2016.