Хусаинова Маужида Музафаровна
Воспитатель, МБДОУ ДС № 1, г. Озерск, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Хусаинова М.М. «Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 426891
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний и умений.
Форма организации обучения: фронтальная (обще групповая).
Цель: закрепить знания детей о названиях лекарственных растений Урала.
Задачи:
обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественная.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, открыток; беседы о родном крае, о природе, о растениях Южного Урала; чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов на тему «Лекарственные растения», просмотр видеофильмов, мультфильмов по теме; оформление библиотеки для родителей «Лекарственные растения Южного Урала», беседы с родителями польза витаминных, травяных чаев. Проведение дидактических, подвижных игр, пение песен.
Словарная работа:
лекарственные растения, настои, отвары, микстура, зеленая аптека.
Планируемый результат:
у детей развивается познавательный интерес, расширять представления о лекарственных растениях своего родного края. Дети положительно, эмоционально и осознанно относятся к природе, к растениям окружающих ребенка. У детей формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней; умение использовать полученные знания в жизни.
Средства и оборудование:
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках поставленных полукругом.
Воспитатель: Ребята, мы с вами совершим путешествие в мир лекарственных растений.
Звучит фонограмма «Звуки природы» (шум леса, голоса птиц).
Ребенок:
Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы его сможем научить!
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что к нам кто-то стучит в дверь. Пойду посмотрю.
(Раздается стук в дверь. Входит Колобок с корзинкой)
Колобок: Здравствуйте, ребята! А куда я попал?
Воспитатель: Колобок, ты попал в детский сад со сказочным названием «Лукоморье». А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут.
Ребенок: Челябинская область, город Озерск, улица Ленина 47 «а».
Колобок: Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много разных растений, а как они называются, не знаю. У меня дедушка с бабушкой простудились, я их хотел бы вылечить. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Давайте поможем Колобку и назовем растения, которые он собрал. (Педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, назвали растения, которые собрал Колобок. Давайте вспомним стихотворение «Что растет?» и напомним нашему гостю, что в лесу, на лугу очень много разных растений, которые радуют нас.
Ребенок:
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка,
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ - как ёлка.
А еще?
Подорожник, васильки,
Граммофончики - вьюнки,
Еще много разных травок.
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Воспитатель: Мы живём на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Сейчас будет звучать музыка. Вы закроете глаза и представите чудесный лес с красивыми цветами.
В это время выходят дети, заранее подготовленные, с ободками на голове.
Воспитатель: Вот наши верные друзья, наши помощники.
Дети: Лекарственные травы мы, друзья.
И все мы дружная семья! (дети хором)
Воспитатель: Растения! Встанем дружно в ряд!
Здесь каждый встрече с вами рад!
Первый ребенок:
Я - целебная крапива!
Красиво выглядит крапива
А поступает некрасиво.
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем, хитрая, больней кусается.
Второй ребенок:
А я - аптечная ромашка!
Нарядное платьице,
Желтая брошка.
Ни пятнышка нет
На красивой одежке,
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Третий ребенок:
А я – малина!
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
Четвертый ребенок:
А я – шиповник!
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
Пятый ребенок:
А я – подорожник!
Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог.
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
Воспитатель: Спасибо, вам друзья, за то, что вы рассказали о себе.
Ребята, а сейчас отгадайте загадку:
Носит он желтый сарафанчик.
Подрастет нарядится
В беленькое платьице -
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
Дети: Одуванчик.
Физминутка «Одуванчик»
Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения.
Воспитатель: Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.
Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.
Воспитатель: Ребята, а мы знаем песню «Одуванчик». Давайте споем.
Дети поют песню «Одуванчик» под минусовку.
Воспитатель: Послушаем стихотворение «Одуванчик» Е. Благининой (стр. 355 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»)
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня...
Воспитатель: Спасибо, тебе, за стихотворение. Ребята, кто нам скажет, чем полезен одуванчик?
Ребенок: Чтобы улучшить аппетит, при заболеваниях почек, чтобы снизить давление. Варят полезное варенье.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Узнай и назови». Я буду описывать лекарственное растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать. Листья узорные, головка белая.
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Растет у дороги, семена идут в стрелки. Применяются для остановки кровотечения из ран.
Дети: Подорожник.
Воспитатель: Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяются при ангине и для промывания ран.
Дети: Календула.
Воспитатель: Назовите Колобку еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными?
Дети: употребляются для лечения различных болезней.
Колобок: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?
Воспитатель: Да, Колобок, есть такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята?
Дети: Ягоды.
Воспитатель: Какие ягоды вы знаете?
Дети: Малина, черника, калина, рябина, шиповник, земляника и др.
Воспитатель: Ребята, предлагаю исполнить песню «Ягода малина, ягода черника» и напомнить Колобку, как правильно собирать ягоды и что еще мы называем ягодой.
Дети поют песню «Ягода малина, ягода черника» под минусовку.
Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Колобок: А что можно приготовить из сухих растений?
Дети: Настои, отвары.
Воспитатель: Ребята, где можно купить лекарства, лекарственные растения?
Дети: В аптеке.
Воспитатель: Правильно! Самая лучшая аптека – это природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь. Ребята, кто напомнит правила при сборе лекарственных трав?
Дети:
- нельзя рвать много растений;
- хорошо знать растения и отличать от ядовитых;
- нельзя рвать растения, которые занесены в Красную книгу;
- сушить в тени, а не на солнце;
- нельзя собирать вблизи дорог;
- после сбора лекарственных трав надо тщательно вымыть руки.
Воспитатель:
Бесценна Уральского леса краса,
Зеленое золото - наши леса.
Чтобы сохранить эту красоту,
Мы соблюдаем правила поведения в лесу.
Какие правила вы помните?
Дети:
1) Не рубить живые растения и кустарники;
2) Не разводить костры под деревьями;
3) Не оставлять мусор в лесу;
4) Не разорять гнезда птиц;
5) Не рвать цветы;
6) Не брать домой детенышей животных.
Воспитатель: Молодцы, умеете вы себя вести в лесном царстве. Чтобы Колобок и вы хорошо запомнили лекарственные растения, мы посмотрим презентацию «Лекарственные растения Южного Урала».
Презентация «Лекарственные растения Южного Урала».
1) Аптечная ромашка - когда болит горло, полоскать отваром.
2) Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.
3) Календула - для полоскания горла и для заживления ран.
4) Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.
5) Шиповник - богат витаминами, при простуде.
6) Какое растение лечит сердце? (Ландыш)
7) Какое растение узнает и слепой? (Крапива)
8) Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)
Колобок: Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь домой лечить дедушку и бабушку. А вам оставлю малиновое варенье, и вы попьете чай.
Воспитатель: И тебе, Колобок, спасибо за варенье. Мы с ребятами нарисуем лекарственные растения и тебе пришлем по почте.
На следующем занятии дети рисуют лекарственные растения, которые им запомнились.
Используемая литература