Обогащение знаниями об истории и культуре родного края в целях формирования у детей национальной гордости и самосознания

Ахмадуллина Лилия Раисовна

Воспитатель, МБДОУ "Бирюлинский детский сад "Белочка", Высокогорский район, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ахмадуллина Л.Р. Обогащение знаниями об истории и культуре родного края в целях формирования у детей национальной гордости и самосознания // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 426937


 

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам татарского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, национального самосознания у подрастающего поколения.

Свою работу в этом направлении мы начали с предметно-развивающей среды с создания в группе татарского уголка. В младших группах в уголке находились куклы (мальчик и девочка) в татарских национальных костюмах, сундучок с предметами одежды, яркие иллюстрации к татарским народным сказкам и произведениям татарских писателей. В режимные моменты мы рассматривали кукол, называли предметы одежды на русском и татарском языке, обращали внимание на их красоту, оригинальность. В средней группе татарский уголок пополнился куклами (мальчик и девочка) в русском национальном костюме, альбомами: «Высокогорский район», «Арский район», «Мои Бирюли», художественной литературой татарских писателей, настольно – дидактическими играми: «Укрась фартук татарским орнаментом», «Найди и назови», « Выложи орнамент», где знакомили детей с тремя элементами узора: тюльпан-лалэ, лист-яфрак, колокольчик-кыгырау. Татарский уголок в группе детей старшего дошкольного возраста был дополнен символикой РФ и РТ (герб, флаг, портретами президентов РФ и РТ, альбомами: «Столица Татарстана город Казань», «Города Татарстана», «Татарские писатели», «Композиторы Татарстана», информационным и наглядным материалом о России .В настольно – дидактических играх: «Укрась ичиги», «Найди пару», «Сложи узор» появились ещё элементы узора: гвоздика-канфер ччге, трелистник-ч яфрак, пион-чалмабаш, шиповник-глимеш. Дополнительно к татарскому уголку был создан уголок УМК, благодаря которому пополнился учебно-методический материал по обучению детей татарскому языку. Появились видео и аудиоматериалы, рабочие тетради для детей, яркий демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры: «Собери птицу», «Бу кем?», «Бу нэрсэ».

Дети младшего дошкольного возраста лучше воспринимают стихи, потешки, песенки, прибаутки, поэтому в своей работе мы использовали их: «Ак калач», «Песи-песи», «Куянкай», «Туп», «Бу бармак-бабай», «Эй куян, куян», «Минем кызым курчагым», «мин елый кереп». Перед детьми не ставилась цель запоминания фольклорного материала, только упоминали, что – это «татарская песенка или потешка» – дети более внимательно вслушивались в звучание слов. Во время сюжетно-ролевых игр предлагали детям посуду, расписанную татарским орнаментом: тарелки, чашки, чайник, называли её: тэлинкэ, чынаяк, калак, чйнк. Дети рассматривали книги с иллюстрациями по татарским сказкам: «Калач», «Теремкй», «Шалкан». Играли с детьми в подвижные народные игры: «Шалтыравык белн уен» (Игра с погремушками, «Тсле яулыклар» (цветные платочки, «Крст ле скнем».

В средней группе мы продолжили работу по воспитанию любви к родному краю, обогащению знаниями об истории и культуре, быту татарского народа. Играли с детьми в словесные игры: «Бу кем?», «Бу нэрсэ?», «Эйе-Юк», «Кем юк?», «Нэрсэ юк, «Бир эле», «Уйна!». Рассматривали кукол в татарском и русском национальном костюме, сравнивали их, обращали внимание на особенности одежды, их названия – тюбетейка, колфак, кокошник; ичиги, сапожки; на орнамент, украшающий одежду. На занятиях по рисованию и аппликации знакомили детей с элементами простого узора: тюльпан, лист, колокольчик. Дети наклеивали готовые элементы узоров, украшая фартук или салфетку. Когда у детей сформировалось некоторое представление о национальном орнаменте, стали предлагать детям настольно-дидактические игры: «Найди и назови», «Сложи узор». В режимные моменты рассматривали альбом о природе родного края, знакомили детей с растительным и животным миром Татарстана, закрепляя при этом слова: аю, куян, буре. Во время сюжетно-ролевых игр: «Моя семья», «Напоим куклу чаем», «Магазин игрушек» повторяли слова, которые дети учили на занятиях по татарскому языку. У детей старшей и подготовительной группы шире стали познавательные возможности. Мы познакомили детей с символикой РФ и РТ (герб, флаг). Дети начали узнавать на портретах президентов РФ и РТ, называть их по имени и отчеству. На занятиях по художественному творчеству мы продолжили знакомить детей с татарским орнаментом. Познакомили с новыми элементами: гвоздика, трилистник, пион, шиповник. Рисовали на тему: «Кукла в национальном костюме», «Укрась ичиги (тюбетейку)»; рисовали по замыслу на сюжеты татарских сказок, стараясь передать национальный колорит в сочетании цветов: красного, зелёного, жёлтого, синего. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей сравнивать, обобщать, рассуждать. При ответах на поставленные вопросы, развивается диалогическая речь, обогащается словарь. С детьми проводились беседы: «Татарстан – мой край родной», «Народы Республики Татарстан», «Одежда народов Татарстана», «Декоративно-прикладное искусство», «О природе Татарстана». В своей работе мы активно используем яркий иллюстративный материал УМК, который помогает больше заинтересовать детей. Дети с удовольствием рассматривают книги татарских писателей, альбомы: «Орнаменты народов Поволжья», «Писатели Татарстана», задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». Во время прогулки, трудовой, игровой деятельности используем в подходящих ситуациях русские и татарские пословицы и поговорки о дружбе, труде, честности, доброте. Также на прогулке проводим игры народов Поволжья. Татарская народная игра «Тимербай», Удмуртская игра «Водяной», Мордовская игра «Салки», Башкирская игра «Юрта». При этом лучше раскрывается их смысл, образность народного языка. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решать в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес к национальной культуре, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом татарского народа. Дети называют птиц и животных (тычкан, толке, буре, аю, куян, керпе, урдэк, тавык, этэч) приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем настольно - дидактические игры: «Собери птицу», «Наряди куклу в национальный костюм», «Путешествие в страну вещей», «Выложи орнамент». Называются цвета, названия одежды: кульмек, чалбар; действия: ки, сал.

Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, почтительность и уважение младших к старшим. Мы познакомили детей со сказками татарских писателей: Абдуллы Алиша «Болтливая утка», «Хвосты», «Нечкебиль»; Габдулы Тукая «Водяная», «Шурале». В процессе чтения сказок мы знакомили детей с моралью татарского народа, подводили к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают своё отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка» установили общее в этих сказках: подчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамочкины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. Сравнивая татарскую народную сказку «Хвастливый бай» с русской народной сказкой «Мужик и барин», установили сходство черт в изображении барина и бая, мужика и бедного джигита. Татарские народные сказки, как и сказки других народов, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрыми, смелыми, честными.

На физкультурных занятиях, на прогулке продолжаем играть и знакомить детей с татарскими народными играми: «Угадай и догони», «Продаём горшки», «Серый волк», «Скок-перескок», «Лисички и курочки», «Тимербай» и др. играми, при этом закрепляется счёт на русском и татарском языках, слова – йогер, сикер.

В сюжетно-ролевых играх дети отображают знания и накопленный жизненный опыт. Игры органически связаны с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, при этом также закрепляются слова и выражения, изученные на занятиях. В игре «Семья» - эти, эни, кыз, малай, нишлисе? Кая барасы? Йоклый, ашый, эч, китап укый и т. д.; «Магазин одежды» - рахим итегез! Рэхмэт! Нэрсэ кирэк? Нинди? Кызыл, сары, яшел, зэнгэр, ак, кара и т. д. Совместно с воспитателем татарского языка и музыкальным руководителем знакомим детей с традициями русского и татарского народов и ежегодно проводим национальные праздники «Науруз», «Сабантуй», «Масленица», «Пасха»». Готовясь к праздникам, мы разучиваем песни, подбираем игры, аттракционы, татарские и русские пляски, оформляем празднично музыкальный зал или участок. В доступной форме рассказываем об истории каждого праздника.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьёй. Родители приняли активное участие в создании татарского уголка в группе. Полностью была обновлена одежда кукол в татарском уголке, оформлены альбомы: «Любимый поселок Бирюли», «Пословицы и поговорки татарского народа», «Игры народов Поволжья», «Узоры и орнаменты народов Поволжья», пополнена библиотека книг татарских авторов. Согласно программе УМК, родители пользуются видеоматериалами для просмотра дома: «Татар экиятлэре» (сказки на татарском языке, «Танцы народов Поволжья», «Биилэр итек-читеклэр» (Эх, пляшут наши сапожки, «Мультфильмнар 2, 3 часть». Родителям была рекомендована для просмотра телепередача на татарском языке для детей дошкольного возраста «кият илендэ» на канале ТНВ в целях обучения детей разговорной речи. В раздевальной комнате красочно оформили информационный стенд: «Говорим по-татарски», где представлены материалы по татарскому языку для повторения с детьми дома, выставляется информация для родителей: «Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ республики Татарстан», «Уроки татарского языка онлайн «с нуля». На выходные дни родители могут забирать рабочие тетради домой для закрепления пройденного материала.