Педагогический проект «Слова – наоборот» по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с ОНР

Трубина Елена Анатольевна

Учитель-логопед, Детский сад № 229, г. Новокузнецк, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трубина Е.А. Педагогический проект «Слова – наоборот» по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 425892


 

Пояснительная записка

Полноценное владение речью свидетельствует о благополучном усвоении материала, о форсированности мыслительных операций, что подготавливает к школьному обучению. Навыки владения речью предполагают, прежде всего, богатый словарный запас. Развитие словаря характеризуется как увеличение количества используемых слов, так и понимание различных значений одного и того же слова (многозначного). Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

К старшему дошкольному возрасту формируется основа лексического строя речи, накапливается значительный запас слов, увеличивается лексический запас словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными, обобщающими словами.

Исследованием и проблемой формирования словаря детей занимались педагоги прошлого и настоящего времени: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, А.М. Бородич, Г.М. Лямина. Широкое применение в практике Г.М. Лямина отмечала в использовании методических и дидактических пособий, подготовленных ее ученицей В.В. Гербовой.

Отметим, что у каждого педагога можно найти свое понимание проблемы развития словаря, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития словарного запаса. Вместе с тем исследователи подчеркивали роль специального обучения в формировании, обогащении и активизации словаря детей дошкольного возраста. 

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи активный словарь в количественном отношении значительно беднее. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. В словаре детей редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы, мало обобщающих понятий, родственных слов. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. 

Характерной особенностью словаря детей с ОНР являются неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовой понятие (оса-пчела, лимон-апельсин, весна-осень, тигр-лев). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, узкий – маленький, пушистый – мягкий. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что приводит к использованию глаголов общего значения (ползет – идет, чирикает – поет). 

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов к преобладающему большинству слов. 

Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:

  • слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо);
  • слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи;
  • слова-стимулы с частицей не- (брать – не брать, говорить – не говорить);
  • слова, ситуативно-близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться);
  • формы слова-стимула (говорить – говорит);
  • слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше);
  • синонимы (брать – отнимать).

В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам.

Таким образом, нарушение формирования лексики детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Проблема формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения становится наиболее актуальной в связи с ежегодным усугублением речевой патологии у наших воспитанников. 

Новизна проекта 

В проекте представлена работа по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе подбора антонимов к каждой лексической теме перспективного планирования, и отражена взаимосвязь участников проекта.

Для реализации проекта нами была поставлена цель: повышение уровня словарного запаса у детей с ОНР через обогащение и накопление словаря антонимов.

Для осуществления поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Обогащать словарный запас словами-антонимами, уточнение смысла слова, углубление его значения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  2. Развивать языковое чутье, словесно-логическое мышление, внимание к родному языку;
  3. Воспитывать любовь и интерес к речи, слову.
  4. Выстроить работу с участниками проекта.

Успешность реализации проекта будут способствовать следующие принципы

  1. Принцип целостного изучения ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л. С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществить системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонением в развитии предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития. Выделение причин их возникновения и установления связи между ними. Это способствует выявлению основных особенностей познавательной сферы ребенка, его интересов, увлечений и личности в целом.
  2. Системный подход, предполагающий формирование лексики в единстве с другими компонентами языковой системы: грамматической и фонетической сторон речи, развития связной речи;
  3. Деятельный подход, предусматривающий формирование, прежде всего лексических операций развития речи. В процессе логопедической работы по формированию лексики учитывалась также ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра;
  4. Использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности;
  5. Принцип поэтапности. При работе по развитию лексической системы осуществлялся учет онтогенетической последовательности формирования лексики, учет последовательности изучения лексического материала по программе детского сада и общих этапов логопедической работы по обогащению лексического строя речи. 

Условия реализации проекта

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта: два года.

Направленность развития детей: речевая.

Данный проект реализуется через основную (коррекционный блок) часть основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад№242» в рамках коррекционно-развивающей работы в логопедических старшей и подготовительной к школе группах.

Участниками данного проекта являются: педагоги, дети, родители.

Этапы проведения и реализации проекта

I. Информационно-накопительный,

II. Организационно-практический, 

III. Презентационно - завершающий.

I. Информационно-накопительный: 

Изучение интереса педагогов ДОУ по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи для определения цели задач проекта.

Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

Проведение диагностических тестов с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Подбор и анализ методической литературы. 

Подбор наглядного и дидактического материала (консультаций для стенда информации, программ, статей, методические рекомендации, стихов, пословиц и поговорок, современных, многофункциональных игр, презентаций и т.д.)

Составление словаря антонимов по лексическим темам.

Оформление методического материала в методическую копилку «Сундучок антонимов», представленную на СД диске.

II. Организационно-практический 

Систематизация дидактических игр:

  • «Антонимы – читаем вместе»; 
  • «Сравниваем противоположности»;
  • «Логический поезд»;
  • «Что не так?»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Кто больше?»;
  • «Назови действия»;
  • «Слова-наоборот»;
  • «Упрямые слова»;

Данные игры были объединены в картотеку по развитию антонимов в соответствии с тематикой лексического планирования и для закрепления словарного запаса в режимных моментах и дома с детьми взаимосвязи с педагогами ДОУ, родителями.

Работа с воспитателями: включение игр в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность работу по систематизации, обогащению и уточнению антонимов. 

Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, викторины, изготовление памяток, буклетов, фотоотчет для родителей игр с детьми в образовательной деятельности. 

III. Презентационно-завершающий 

Презентация проекта на педагогическом совете дошкольного учреждения. Изготовление альбома детских рисунков.

Составление мультимедийного фото-клипа по работе с детьми.

Материально-технический оснащение: 

  1. Подбор методической литературы,
  2. Диски с детскими обучающими презентациями, 
  3. Наборы картинок слов антонимов, 
  4. Логопедические пособия: «Скажи наоборот», «Необычные часы», 
  5. Дидактические игры с изображением слов антонимов,
  6. Материалы для творческой деятельности: альбомы, краски, кисти, карандаши.
  7. Подбор художественной литературы с пословицами, поговорками, стихами про антонимы,
  8. Буклеты для родителей, консультации по обогащению словаря антонимов разными играми).

Формы работы с детьми:

  • сотрудничество ребенка с педагогом;
  • самостоятельные и совместные с педагогом игры,
  • чтение художественной литературы,
  • выставки рисунков,
  • фотовыставка.

Формы работы с педагогами:

  • беседы, 
  • консультирования, 
  • рассуждения, 
  • работа с методической литературой.

Формы работы с родителями:

  • викторины, 
  • мастер-классы,
  • беседы, 
  • наглядная пропаганда,
  • совместная продуктивная деятельность родителей и детей.

Ожидаемые результаты в работе с дошкольниками

  1. Обогащение словарного запаса антонимами существительных, глаголов, прилагательных, предлогов, наречий. 
  2. Дети более внимательны к семантической стороне слова, к уточнению нужной пары антонима. 
  3. Дети активнее могут использовать свой интеллектуальный потенциал в речевой деятельности.
  4. Владение навыками элементарного осознания слова и словесных отношений.

Ожидаемые результаты в работе с педагогами

  1. Повышение компетентности педагогов по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса детей антонимами разных частей речи родного языка.
  2. Активное включение педагогов в работу проекта и их заинтересованность.

Ожидаемые результаты в работе с родителями

  1. Повышение компетентности родителей по обогащению и активизации словарного запаса детей антонимами разных частей речи родного языка.
  2. Участие родителей в совместных мероприятиях: консультациях, мастер-классах, викторинах, в выполнении домашних заданий и отработке игр по обогащению словаря.

Достигнутые результаты

По результатам работы проекта можно увидеть динамику. У всех детей результаты на среднем, выше среднего и высоком уровне. Низкий уровень не выявлен. А значит работа проведена успешно.

По итогам проекта мы сделали вывод, что подобные мероприятия: игры и дидактические упражнения, презентации, заучивание стихов, разбор пословиц и поговорок, продуктивная деятельность помогают детям сплотиться в решении конкретной проблемы, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, улучшают взаимоотношения между детьми. 

Хочется верить, что проведенная нами работа поможет детям испытывать любовь и «чувство» родства к русскому языку; бережно и внимательно относиться к слову.

Наши дети научились: 

  • понимать смысл антонимов;
  • отличать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, подбирать к ним «слова-наоборот, противоположные слова, слова-неприятели»; 
  • проект помог детям привить «любовь к языку»;
  • дети стали менее зажаты. 

Благодаря комплексному подходу в коррекционной работе, совместным усилиям воспитателей и родителей, нами были достигнуты хорошие результаты в работе по формированию словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Таким образом, разработка проекта позволила реализовать возможности формирования словарного запаса антонимами русского языка у старших дошкольников, имеющих нарушения речи, и поспособствовало благополучной подготовленности к школьному обучению.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей. 

В ходе реализации проекта: «Развитие словарного запаса у старших дошкольник с ОНР через слова - наоборот» удалось достичь:

  • повышения уровня языкового развития детей;
  • правильного и осознанного употребления детьми слов антонимов;
  • умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
  • умение использовать в речи антонимы, 
  • умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением, сложные слова, подбирать слова-рифмы;
  • положительной эмоциональной обстановки.

Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации.

В перспективе планируется:

  • систематизация альбома для домашних заданий;
  • работа над сложными словами, объединение словаря синонимов, антонимов, сложных слов и родственных в единую программу по одной общей теме «Обогащение словарного запаса детей с ОНР».

 

Литература:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М., 2006.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 2005.
  3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
  4. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста. Комсомольск-на Амуре, 1996.
  5. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. Киев: Рад. школа, 1984. 175 с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985. 174 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 255 с.
  8. Бугреева М.Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. 1955. №2. С. 22-26.
  9. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М., 1996.
  10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников. М., 1994.
  11. Лепская Н.И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. М.: РАО, 1994. С. 31-40.
  12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
  13. Проблема изучения речи дошкольника / под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1994. 129 с.
  14. Словарь-справочник лингвистических терминов / Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. М.: Просвещение, 1976.
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. 336 с.
  16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 256 с.