Трубина Елена Анатольевна
Учитель-логопед, Детский сад № 229, г. Новокузнецк, Кемеровская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Трубина Е.А. Педагогический проект «Слова – наоборот» по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 425892
Пояснительная записка
Полноценное владение речью свидетельствует о благополучном усвоении материала, о форсированности мыслительных операций, что подготавливает к школьному обучению. Навыки владения речью предполагают, прежде всего, богатый словарный запас. Развитие словаря характеризуется как увеличение количества используемых слов, так и понимание различных значений одного и того же слова (многозначного). Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
К старшему дошкольному возрасту формируется основа лексического строя речи, накапливается значительный запас слов, увеличивается лексический запас словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными, обобщающими словами.
Исследованием и проблемой формирования словаря детей занимались педагоги прошлого и настоящего времени: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, А.М. Бородич, Г.М. Лямина. Широкое применение в практике Г.М. Лямина отмечала в использовании методических и дидактических пособий, подготовленных ее ученицей В.В. Гербовой.
Отметим, что у каждого педагога можно найти свое понимание проблемы развития словаря, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития словарного запаса. Вместе с тем исследователи подчеркивали роль специального обучения в формировании, обогащении и активизации словаря детей дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи активный словарь в количественном отношении значительно беднее. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. В словаре детей редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы, мало обобщающих понятий, родственных слов. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР являются неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовой понятие (оса-пчела, лимон-апельсин, весна-осень, тигр-лев). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, узкий – маленький, пушистый – мягкий. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что приводит к использованию глаголов общего значения (ползет – идет, чирикает – поет).
Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов к преобладающему большинству слов.
Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:
В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам.
Таким образом, нарушение формирования лексики детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Проблема формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения становится наиболее актуальной в связи с ежегодным усугублением речевой патологии у наших воспитанников.
Новизна проекта
В проекте представлена работа по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе подбора антонимов к каждой лексической теме перспективного планирования, и отражена взаимосвязь участников проекта.
Для реализации проекта нами была поставлена цель: повышение уровня словарного запаса у детей с ОНР через обогащение и накопление словаря антонимов.
Для осуществления поставленной цели были выделены следующие задачи:
Успешность реализации проекта будут способствовать следующие принципы:
Условия реализации проекта
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: два года.
Направленность развития детей: речевая.
Данный проект реализуется через основную (коррекционный блок) часть основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад№242» в рамках коррекционно-развивающей работы в логопедических старшей и подготовительной к школе группах.
Участниками данного проекта являются: педагоги, дети, родители.
Этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный,
II. Организационно-практический,
III. Презентационно - завершающий.
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса педагогов ДОУ по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи для определения цели задач проекта.
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
Проведение диагностических тестов с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Подбор и анализ методической литературы.
Подбор наглядного и дидактического материала (консультаций для стенда информации, программ, статей, методические рекомендации, стихов, пословиц и поговорок, современных, многофункциональных игр, презентаций и т.д.)
Составление словаря антонимов по лексическим темам.
Оформление методического материала в методическую копилку «Сундучок антонимов», представленную на СД диске.
II. Организационно-практический
Систематизация дидактических игр:
Данные игры были объединены в картотеку по развитию антонимов в соответствии с тематикой лексического планирования и для закрепления словарного запаса в режимных моментах и дома с детьми взаимосвязи с педагогами ДОУ, родителями.
Работа с воспитателями: включение игр в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность работу по систематизации, обогащению и уточнению антонимов.
Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, викторины, изготовление памяток, буклетов, фотоотчет для родителей игр с детьми в образовательной деятельности.
III. Презентационно-завершающий
Презентация проекта на педагогическом совете дошкольного учреждения. Изготовление альбома детских рисунков.
Составление мультимедийного фото-клипа по работе с детьми.
Материально-технический оснащение:
Формы работы с детьми:
Формы работы с педагогами:
Формы работы с родителями:
Ожидаемые результаты в работе с дошкольниками
Ожидаемые результаты в работе с педагогами
Ожидаемые результаты в работе с родителями
Достигнутые результаты
По результатам работы проекта можно увидеть динамику. У всех детей результаты на среднем, выше среднего и высоком уровне. Низкий уровень не выявлен. А значит работа проведена успешно.
По итогам проекта мы сделали вывод, что подобные мероприятия: игры и дидактические упражнения, презентации, заучивание стихов, разбор пословиц и поговорок, продуктивная деятельность помогают детям сплотиться в решении конкретной проблемы, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, улучшают взаимоотношения между детьми.
Хочется верить, что проведенная нами работа поможет детям испытывать любовь и «чувство» родства к русскому языку; бережно и внимательно относиться к слову.
Наши дети научились:
Благодаря комплексному подходу в коррекционной работе, совместным усилиям воспитателей и родителей, нами были достигнуты хорошие результаты в работе по формированию словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Таким образом, разработка проекта позволила реализовать возможности формирования словарного запаса антонимами русского языка у старших дошкольников, имеющих нарушения речи, и поспособствовало благополучной подготовленности к школьному обучению.
Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.
В ходе реализации проекта: «Развитие словарного запаса у старших дошкольник с ОНР через слова - наоборот» удалось достичь:
Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации.
В перспективе планируется:
Литература: