Колорёва Екатерина Дмитриевна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 229, г. Самара
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Колорёва Е.Д. «Восприятие музыки» и «музыкальное восприятие»: особенности трактовки понятий // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 03.04.2025).
Заказ № 424095
Развитие музыкальной культуры неразрывно связано с развитием общества в целом, и изучение различных её аспектов на каждом этапе данного развития является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это относится и к восприятию музыки – процессу, являющемуся одним из компонентов музыкальной культуры. Восприятие музыки не может оставаться неизменным у разных поколений слушателей. В настоящее время средства массовой информации, коммерческие концертные организации, культивируя и распространяя развлекательную, шаблонную музыку воспитывают слушателей с простейшими, примитивными музыкальными запросами, лишают их «высших музыкальных потребностей, то есть ценностного, нравственно-эстетического и художественного-эстетического восприятия и познания музыкального искусства» [2, с. 6]. Исследователь проблемы восприятия музыки современной молодежью Е.С. Борисова утверждает: «Вследствие кардинального изменения музыкально-культурной среды, можно говорить о появлении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем» [2, с. 3].
Для того, чтобы перейти к изучению понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» необходимо, в первую очередь, рассмотреть понятие «восприятие». Приведем некоторые определения, данные учеными-психологами.
«Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности; в отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов ощущений оно предметно» (К.К. Платонов) [6, с. 24].
«Восприятие – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств» (И.Б. Котова, О.С. Канаркевич) [4, с. 243].
«Восприятие (перцепция) – это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках; психическое отражение действительности в виде целостных образов предметов» (Ф.Р. Филатов) [9, с. 312].
Таким образом, рассмотрев представленные выше определения, можно выделить существенные характеристики восприятия:
И.В. Щербак подчеркивает, что образы восприятия построены на основе различных ощущений, но, они не являются просто суммой этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам. Привычные, знакомые объекты воспринимаются одномоментно, малознакомые – поэтапно, развернуто. Проще говоря, восприятие человека без деятельности памяти и мышления невозможно. Восприятие - это не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек познает окружающий мир, осваивает воспринимаемые объекты [10].
В отношении понятий «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» в современной музыкальной психологии и педагогике нет полного и единого понимания их сущности, что подтверждает сложность исследуемых явлений. Более того, зачастую «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» употребляются как синонимы. Однако, в последнее время в музыкально-психологических трудах все чаще данные понятия разграничиваются.
Музыкальное восприятие, по мнению Е.В. Назайкинского, – есть восприятие, направленное на постижение и самое главное, осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как художественный эстетический феномен [5].
Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное сочинение от другого, т.е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства.
Музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия – не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения.
Роль музыкального восприятия в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что становится частью музыкальной культуры; и, наконец, музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.
Л.А. Безбородова рассматривает термин «музыкальное восприятие» с позиции музыкальной педагогики и связывает его со знакомством с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, но подчеркивает, что пока педагог трактует его исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом и лишаться мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого [1, с. 316]. Так в процессе певческой деятельности учащиеся неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), учащиеся активно воспринимают музыку и ее своеобразный «язык».
Восприятие музыки в музыкально-энциклопедических источниках определяется как «сложный многоуровневый процесс, включающий физическое слушание музыки, её понимание, переживание и оценку. Это непосредственно-чувственное восприятие внешней (звуковой) стороны музыкальной формы» [2, с. 5].
Многие исследователи, занимающиеся проблемой восприятия музыки, указывают на то, что она влияет на физическое состояние слушателя: оказывает глубокое воздействие на физиологические реакции, ускоряет метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание, пульсацию и кровяное давление, таким образом дает физическую основу для генезиса эмоций. Таким образом, восприятие музыки - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
В психологическом плане музыкальное произведение как эстетическая реальность существует в двух видах: в процессе непосредственного восприятия реально звучащей музыки и в виде слуховых представлений. Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения. И этот процесс носит стадиальный характер.
З.Г. Казанжиева-Велинова выделяет три основные стадии восприятия:
А.Н. Сохор выявляет следующие стадии музыкального восприятия:
А.Н. Сохор подчеркивал, что деление на стадии – условно, поскольку последовательность может меняться, – одна стадия может объединяться с другой. Так, например, понимание, оценка и переживание часто протекают слитно.
Восприятие музыки различно у каждого человека и зависит от музыкального и жизненного опыта, от уровня общего и музыкального развития индивида. Но, как подчеркивает музыкальный педагог Б.С. Рачина, «восприятию, в том числе и музыкальному, ребенка следует специально учить» [7, с. 83]. «Процесс восприятия совершенствует по мере развития музыкального слуха, овладения приемами музыкального мышления и развития музыкальной памяти», а также по степени изучения музыкального языка, музыкальной речи [7, с. 86].
Литература: