Патриотическое воспитание дошкольников через народные традиции: Масленица

Шибанова Елена Владимировна

Воспитатель, МДОУ №43 комбинированного вида "Колокольчик", Московская область,г. Электрогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шибанова Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников через народные традиции: Масленица // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 405153


 

«Наши детиэто наша старость. Правильное воспитание это наша

счастливая старость, плохое воспитаниеэто наше будущее горе,

это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С. Макаренко.

 

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических, духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.

Задачи:

  1. Определить понятия духовность, духовно-нравственное воспитание, ценности, традиции, традиционные ценности.
  2. Формирование традиционных ценностей как основы духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников (по программе «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы.)

 

Актуальность

Традиционный консерватизм педагогического процесса, сложившийся за многие годы, не позволял охватить многообразие народного опыта. Конечно, были попытки включения в педагогический процесс изучения культуры и искусства, но весьма отрывочные, бессистемные.

В настоящее время, педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно- образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, праздники – богатейший материал для работы с детьми. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни, трудно восполнить в последующие годы. Национальное достояние несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику. 

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы большое внимание уделяется воспитанию в детях духовно-нравственной культуры и патриотических чувств: любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия- великая многонациональная странна с героическим прошлым и счастливым будущим.

В своей работе, по приобщению детей к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания, я хотела бы познакомить вас, уважаемые коллеги, с моим проектом «Масленица», который я проводила с детьми средней группы.

 

Паспорт проекта «Масленица»

Название проекта: «Масленица».

Участники проекта: дети средней группы и воспитатель.

Срок реализации проекта: краткосрочный (5 дней).

Цель проекта: повышения интереса у детей к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи: 

  1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  2. Обогащать духовный мир детей.
  3. Дать детям знания о празднике «Масленица».
  4. Побуждать к изготовлению атрибутов для проведения праздника.
  5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

 

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Проблема проекта

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

  • Подбор материала по задачам данного проекта;
  • Подготовка наглядного материала;
  • Рассматривание атрибутов народного творчества.

Основной этап:

  • Непосредственная образовательная деятельность «Масленица»;
  • Работа в патриотическом уголке: рассматривание атрибутов уголка, самостоятельные игры с народными куклами.
  • Чтение русского народного фольклора, стихотворений и закличек о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица»;
  • Изобразительная деятельность: рисование «Матрешка»;

Заключительный этап:

  • Групповое занятие по аппликации «Масленица».

 

План работы по формированию знаний у детей о празднике «Масленица».

 

Дни недели

Тема

Содержание

Цель

Понедельник

НОД «Масленица»

Беседа с детьми о празднике «Масленица», просмотр презентации.

Познакомить детей с праздником масленицы.

Вторник

Работа в патриотическом уголке группы.

Рассматривание патриотического уголка группы, самостоятельные игры с народными куклами.

Познакомить детей с русскими народными куклами и атрибутами.

Среда

«Русский народный фольклор»

Чтение русского народного фольклора, стихотворений и закличек о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица».

Помогать детям правильно воспринимать смысл народных закличек и стихотворений о масленице.

Четверг

Изобразительная деятельность: рисование.

Рисование «Матрешка»

Познакомить детей с матрешкой: с ее ярким нарядом, вызвать интерес к народному творчеству.

Пятница

Групповое занятие по аппликации.

Аппликация «Масленица в гости к нам пришла!»

Развивать художественно-творческие способности детей, развивать воображение, а также побуждать детей к самостоятельному изготовлению праздничных атрибутов.

 

Вывод:

В результате реализации этого проекта дети приобрели знания о Масленице как об одном из веселых русских народных праздников: узнали новые стихотворения, заклички, познакомились с русским народным творчеством.  У детей сформировался познавательный интерес к народным праздникам. Дети познакомились с символами и традициями праздника. Мероприятия, проведенные в рамках проекта, способствовали развитию у детей чёткой выразительной речи, мимики, воображения. Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателем. Данный проект способствовал воспитанию чувства патриотизма у детей на материале понятном, близком и эмоционально-значимом для ребенка. 

Анализируя результаты проекта, можно сказать, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

Литература:

  1. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. М.: Центр педагогического образования,2007. 5 с.
  2. Белая К.Ю., Теселкина Н.В. Организация проектной деятельности в ДОО. М.: УЦ Перспектива, 2015.
  3. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Детство-Пресс, 2016.