Шибанова Елена Владимировна
Воспитатель, МДОУ №43 комбинированного вида "Колокольчик", Московская область,г. Электрогорск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шибанова Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников через народные традиции: Масленица // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 405153
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А.С. Макаренко.
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических, духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.
Задачи:
Актуальность
Традиционный консерватизм педагогического процесса, сложившийся за многие годы, не позволял охватить многообразие народного опыта. Конечно, были попытки включения в педагогический процесс изучения культуры и искусства, но весьма отрывочные, бессистемные.
В настоящее время, педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно- образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, праздники – богатейший материал для работы с детьми. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни, трудно восполнить в последующие годы. Национальное достояние несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику.
В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы большое внимание уделяется воспитанию в детях духовно-нравственной культуры и патриотических чувств: любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия- великая многонациональная странна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В своей работе, по приобщению детей к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания, я хотела бы познакомить вас, уважаемые коллеги, с моим проектом «Масленица», который я проводила с детьми средней группы.
Паспорт проекта «Масленица»
Название проекта: «Масленица».
Участники проекта: дети средней группы и воспитатель.
Срок реализации проекта: краткосрочный (5 дней).
Цель проекта: повышения интереса у детей к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Проблема проекта
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
План работы по формированию знаний у детей о празднике «Масленица».
Дни недели |
Тема |
Содержание |
Цель |
Понедельник |
НОД «Масленица» |
Беседа с детьми о празднике «Масленица», просмотр презентации. |
Познакомить детей с праздником масленицы. |
Вторник |
Работа в патриотическом уголке группы. |
Рассматривание патриотического уголка группы, самостоятельные игры с народными куклами. |
Познакомить детей с русскими народными куклами и атрибутами. |
Среда |
«Русский народный фольклор» |
Чтение русского народного фольклора, стихотворений и закличек о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица». |
Помогать детям правильно воспринимать смысл народных закличек и стихотворений о масленице. |
Четверг |
Изобразительная деятельность: рисование. |
Рисование «Матрешка» |
Познакомить детей с матрешкой: с ее ярким нарядом, вызвать интерес к народному творчеству. |
Пятница |
Групповое занятие по аппликации. |
Аппликация «Масленица в гости к нам пришла!» |
Развивать художественно-творческие способности детей, развивать воображение, а также побуждать детей к самостоятельному изготовлению праздничных атрибутов. |
Вывод:
В результате реализации этого проекта дети приобрели знания о Масленице как об одном из веселых русских народных праздников: узнали новые стихотворения, заклички, познакомились с русским народным творчеством. У детей сформировался познавательный интерес к народным праздникам. Дети познакомились с символами и традициями праздника. Мероприятия, проведенные в рамках проекта, способствовали развитию у детей чёткой выразительной речи, мимики, воображения. Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателем. Данный проект способствовал воспитанию чувства патриотизма у детей на материале понятном, близком и эмоционально-значимом для ребенка.
Анализируя результаты проекта, можно сказать, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Литература: