Проект "Помогаю, как могу"

Жарикова Елена Алексеева

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Светлячок", г. Скопин, Рязанская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жарикова Е.А. Проект "Помогаю, как могу" // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 403369


 

Актуальность

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. 

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов. К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания стало уделяться меньше внимания. Труд детей в семье становится все более эпизодическим. Родители все больше времени проводят с современными гаджетами, забывая о том, что подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Утверждение «я сам» не получает поддержки и одобрения в семье, а в результате ребенок теряет инициативность и с легкостью пользуется плодами чужого труда. Родители совершенно забывают о важности трудового воспитания.

Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача педагогов и родителей.

Организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности. 

Дошкольный возраст, это прекрасная пора, когда ребенок растет, развивается, познаёт мир и старается идти в ногу со временем. Систематическое участие в трудовой деятельности способствует общему развитию ребенка, и придает уверенности в собственных силах. Именно с помощью трудовых поручений мы развиваем у детей такое базовое качество личности, как самостоятельность, способность полагаться на собственные силы, не обращаться без нужды помощи других, действовать независимо и инициативно. Давая ребенку поручение очень важно показать, как правильно его выполнить, и объяснить, зачем это нужно. Не стоит забывать, что будущее России – это наши дети, но только от взрослых зависит, каким будет предстоящий завтрашний день. 

Новизна (инновационность) проекта «Помогаю, как могу» 

Заключается в выработке новых подходов по взаимодействию воспитателя, ребёнка и родителей в вопросах формирования нравственно-трудовых качеств воспитанников. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда сформируются обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Основной задачей трудового воспитания является профориентационная работа, направленная на развитие и подготовку добросовестного, ответственного и творческого отношения формирующейся личности к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. 

У детей формируется самостоятельность, активность, инициативность, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки. 

Девиз проекта 

«Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев» (Д.И. Менделеев) 

Цель проекта:

Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться, путем вовлечения детей в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи. Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания дошкольников через совместную деятельность детей, родителей и педагогов. 

Задачи проекта: 

Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки.

Формирование потребности трудиться, подготовка к выбору профессии; 

Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда;

Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Участники проекта: воспитатель, дети и родители старшей группы.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный. 

Наглядные методы: 

  • показ;
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, фотоиллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр; 

Словесные методы: 

  • объяснение;
  • обсуждение процесса труда и его результатов;
  • оценка;
  • чтение литературных произведений; 
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр: малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.;

Практический метод: 

  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций формы организации труда: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Этапы реализации:

1. Подготовительный:

Работа с методической литературой, составление плана работы

2. Практический:

Реализация плана работы проекта.

3. Итоговый:

Подведение итогов работы над проектом, изготовление фотовыставки «Я дома и в детском саду, помогаю, как могу». 

Выставка детcких работ «Настоящие шедевры» с помощью иголки и ниток. 

Подготовительный этап

  • Подбор, изучение, обработка методической литературы по данному направлению (библиотека, интернет и др.) 
  • Пополнение предметно-развивающей среды: 
    • подбор материала для оформления стендов, в соответствие с тематикой проекта
    • подбор инструментария:
      • «Беседы по нравственно – трудовому воспитанию»
      • «Просмотр мультипликационных фильмов о ситуациях, которые рассказывают ребенку, каким образом следует относиться к труду, а любимые герои демонстрируют, чем полезен труд; «Так сойдет», «Ох и Ах», «Все профессии нужны, все профессии важны».

Практический этап

Содержание работы

Этапы

Содержание

Участники проекта

1-й этап

«Виртуальная экскурсия в мир профессий»

(Систематизировать и углубить знания детей о профессиях прошлого, настоящего и будущего);

Воспитатели и дети.

Акция «Трудовой десант» (Сбор урожая и семян цветов, а также наведения порядка на участке: сбор опавшей листвы, мусора, веток, опавших с деревьев.)

Воспитатели и дети.

2-й этап

Акция «Покормите птиц зимой» (Изготовление: кормушек и заготовка корма для птиц, дидактических игр на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза) «Кто, чем питается?». Знакомство с оседлыми и кочующими птицами.

Изготовление «Птичка – дергунчик» 

(Поделки, которыми можно не только играть, но и использовать их для ненавязчивой демонстрации детям законов физики, в частности - механики. Ведь для того, чтобы привести в движение этих забавных птиц, нам надо понимать принцип действия рычага).

Воспитатель, дети.

3-й этап

«Что должен уметь дежурный?!». 

(Знакомство детей младшей группы с обязанностями дежурного)

Воспитатели, дети.

4-й этап

«Скоро, скоро Новый год!» (Знакомство с поэтапным сбором искусственной елки, по схеме. Правила украшения новогодней елки: Какие игрушки, и в какой последовательности лучше вешать? Как располагать игрушки на ёлке? Создание праздничной атмосферы в новогодние и рождественские праздники)

Воспитатели, дети.

«Зимняя сказка» 

- изготовление снежных скульптур, без каркаса.

Воспитатели, дети.

5-й этап

«Умелая иголочка» (Знакомство детей с профессией портного, модельера, швеи. Процессом ручного шитья через изготовление элементарных игрушек из ткани, а также вышивки на платочках.

Воспитатели, дети.

6-й этап

Акция: «Помогаю, как могу» (Дети оказывали посильную помощь, не только своим родителям, бабушкам и дедушкам, но и бездомным кошкам и котам, кормив их свежепойманной рыбой, а также оказывали посильную помощь соседям и друзьям).

Родители и дети.

 

По реализации проекта «Помогаю, как могу» были получены следующие результаты:

Дети получили знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества. Значение этих знаний вышло далеко за пределы обогащения представлений об окружающем мире, обогатился и расширился словарь. Сформировалось желания помогать взрослым, подражать их действиям. У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; стали доступными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности. Появилось настойчивое стремление к получению результата. Родители приняли активное участие в проекте «Помогаю, как могу».

Работа с родителями:

  • Анализ заинтересованности родителей данной проблемой.
  • Беседа с родителями на тему проекта: «Помогаю, как могу».
  • Консультации для родителей.

Презентация проекта.

 

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника: пособие для педагогов дошкольного образования.
  2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 60 с.
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
  4. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1980.
  5. Ядэшенко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1978.