Поликарпова Е.Ю. Обучение младших школьников с нарушением слуха работе с информацией // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 405038
На современном этапе наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. У учащихся младших классов с нарушением слуха наблюдается дефицит умения работать с текстом, давать развернутые ответы, обращать внимание на детали; сопоставлять, сравнивать материал разноплановых текстов, осуществлять поисковый вид чтения, анализировать материал. Это связано с неумением работать с информацией.
Все это обуславливает необходимость использования различных источников и носителей информации. Перед учителем ставиться задача – научить таких школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.
Выделим основные этапы работы с информацией.
- Формулировка и уточнение запроса: определение темы, круга источников, выбор формы представления результатов работы.
- Выработка алгоритма поиска информации.
- Поиск и локализация информации.
- Качественная оценка и отбор полученной информации.
- Отработка, компоновка и интерпретация отобранного материала.
- Подготовка и представление итогов работы.
Важно уже с первого класса вовлекать обучающихся с нарушением слуха в использование различных информационных источников. Например, различные детские энциклопедии содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, карты, схемы, викторины. Особо важную роль при этом необходимо отводить бумажным носителям информации, формированию навыков работы с новыми словами.
Обучение навыкам работы с информацией должно происходить на всех учебных предметах. Наш опыт показывает, что стержневой основой данного процесса должно стать литературное чтение. Приведем несколько примеров заданий. Пример первый: информационный поиск с помощью детских энциклопедий. Педагог, после рассмотрения структуры подобных книг, готовит карточки с вопросами, ответы на которые ребята должны найти в этих изданиях. Например, «Мне так нравятся кошки! Они такие разные! Где я могу прочитать о редких породах кошек? Подскажи, на какой странице я могу найти их фотографии?», «А еще я люблю читать про самолеты. Интересно, как выглядит первый самолет, первый аэроплан? Где можно о них прочесть?».
При работе с литературными текстами эффективно использовать памятки, которые необходимы для формирования информационной компетенции младших школьников:
Памятка 1. Работа с заголовками.
- Прочитай заголовок. Сделай паузу и задумайся над его содержанием.
- Сформулируй своими словами, о чем идет речь.
- Вспомним все, что уже знаешь на эту тему.
- Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, будут даны ответы в тексте.
- Попытайся до чтения текста дать на эти вопросы положительные ответы.
- Приступай к чтению. Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.
Памятка 2. Работа с непонятным текстом.
- Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найди к ним объяснение в словарях или справочниках.
- Если непонятно содержание текста, подумай, как он связан с пройденным материалом. Вернись к нему и повтори основные мысли.
- Особое внимание обращай на конкретные примеры.
Памятка 3. Диалог с автором.
- По ходу чтения ставь вопросы к тексту, выдвигай свои варианты ответов.
- Проверяй свои предположения в процессе чтения. Если ты не можешь дать предварительные ответы на вопросы, ищи ответ в тексте. Если не можешь найти ответ, помни, что в тексте его может и не быть. В таких случаях попытайся найти недостающие сведения в других источниках информации.
Памятка 4. Учись выделять главное.
- Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль поясняет или дополняет?
- По ходу чтения составляй план (устный или письменный).
- Составляй схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
- В случае необходимости делай выписки.
- Изучай внимательно все данные в учебнике и придумывай свои.
- На протяжении работы старайся представить себе то, о чем ты читаешь?
Памятка 5. Запоминай материал.
- Объясни себе, как взаимосвязаны пункты твоего плана.
- Перескажи текст по плану своими словами.
- Ответь на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
- Сделай общий вывод: какова главная мысль автора текста.
Систематическая работа с различными источниками и носителями информации способствует:
- конкретному, точному восприятию обучающимися с нарушением слуха учебного материала, осмыслению связей и отношений между объектами изучения;
- развитию у таких обучающихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизировать их творческую деятельность;
- продвижению в интеллектуальном развитии;
- формированию любознательности, научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
- стремлению к саморазвитию и творческому росту.
Таким образом, можно с уверенностью сказать , что ФГОС НОО с ОВЗ создал все условия для развития информационной культуры младших школьников с нарушением слуха.
Литература:
- Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. №2.
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. 2008. №11.
- Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учебно-методическое пособие. Самара: Учебная литература; Федоров,2007.
- Шмелева О.И. Формирование информационной грамотности младшего школьника // Педагогические чтения «Исследовательско-методическая деятельность в работе учителя». Саратов. 2012.