Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия народного декоративно-прикладного искусства («Дымковская игрушка»)

Лютикова Татьяна Владимировна

Воспитатель по ИЗО, МАДОУ д/с "Росинка", д/с № 9, г. Новоуральск, Свердловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лютикова Т.В. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия народного декоративно-прикладного искусства («Дымковская игрушка») // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 404322


 ПРИЛОЖЕНИЕ: 

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

Приложение 2. Дополнительная информация к статье «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия народного декоративно-прикладного искусства («Дымковская игрушка»)»

Полная версия статьи


 

Эстетическое развитие человека начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – это способность эмоционально реагировать на окружающий мир: людей, предметы, явления, произведения искусства.

Необходимо, чтобы эстетические ценности вырабатывались ребенком самостоятельно на основе переживаний, а не давались готовыми. 

В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия взрослых и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений искусства. У дошкольников развивается возможность размышлять над новой информацией, развивается креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Ребенок должен из пассивного объекта превратиться в активного субъекта. Вот почему важно вовремя научить детей любить и понимать искусство.

Проведя диагностики Чумичёвой Раисы Михайловны «Определение уровней развития представлений детей о произведениях искусства» и «Определение уровней развития эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства» я выявила, что большинство детей имеют недостаточный уровень развития:

 

 

Так, в первой диагностике «низкий уровень» предполагает затруднения отвечать на вопросы, выделение несущественных связей в содержании и выразительных средствах; а во второй диагностике «низкий уровень» определяется тем, что выбор картины не мотивируется, дети ограничиваются определениями «красивая, яркая, весёлая» и др.

Поэтому я предлагаю рассматривать приобщение детей к искусству, в частности, к народному декоративно-прикладному искусству, через систему занятий и мероприятий, которые возможно провести в детском саду, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Прогнозируемый результат: 

  • дети научаться определять и отличать вид народного декоративно-прикладного искусства «Дымковская игрушка» от других видов по характерным признакам (элементам «Дымковской росписи», используемым цветам, особенностям создания игрушки);
  • дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в продумывании содержания работы и выборе материалов;
  • через совместную деятельность у детей сформируются навыки общения со взрослыми и сверстниками;
  • дети научаться сотрудничать со сверстниками, оказывать взаимопомощь, радоваться успехам других;
  • не будут испытывать стеснение в презентации своих работ.

 

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

 

Конспекты занятий

 

1 занятие. «Знакомство с «Дымковской игрушкой».

Задачи:

  • познакомить детей с видом народного декоративно-прикладного искусства – «Дымковской игрушкой»: историей ее возникновения, технологией изготовления игрушки (средняя группа);
  • учить видеть красоту и самобытность «Дымковских» изделий;
  • уточнить знания детей о «Дымковской игрушке», об истории ее возникновения, о технологии изготовления игрушки (старшая и подготовительная к школе группа).

Примечание: в старшей и подготовительной к школе группе дети могут самостоятельно представлять эту тему, подготовив проект.

Оборудование: выставка «Дымковских игрушек», Альбом с иллюстрациями редких игрушек «Дымковского» народного промысла и композиций с использованием элементов пейзажа и архитектуры.

Ход занятия:

1. Знакомство с выставкой игрушек.

- Ребята, я для вас сделала выставку вот с такими фигурками, проходите, посмотрите.

- Кто знает, что это за фигурки? (статуэтки, игрушки и т.д.)

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (твердые, пластмасса и т.д.)

- Какие это игрушки? (красочные, нарядные, яркие и т.д.)

- Назовите игрушки, которые перед вами. Кто это, как вы думаете? (лошадка, козлик, кавалер, барышня, индюк и т.д.)

Примечание:

Для детей младшего возраста можно использовать персонажей для создания игровой ситуации.

Для детей старшего возраста, которые уже знакомились с «Дымковской игрушкой» в средней группе вопросы могут быть следующими:

- Кто помнит, что это за фигурки?

- Как называется этот вид народного декоративно-прикладного искусства?

- Из чего делают «Дымковские игрушки»?

- Назовите знакомые вам персонажи «Дымковской игрушки». Какие бывают еще?

 

2. Рассказ о «Дымковской игрушке», об истории возникновения ее названия, технологии возникновения игрушки. Рассматривание и обсуждение игрушек.

В большом селе Дымково «родилась» знаменитая дымковская игрушка. (Словарная работа:уточнить знания детей, что такое «село, деревня»). В давние времена жители этого села лепили глиняные фигурки и свистульки к весенней ярмарке. Эта ярмарка проходила в праздник, который назывался «Свистунья» (или «Свистопляска»). Было принято в этот праздник, танцевать, петь песни и свистеть в свистульки. 

Зимой все селение было в дыму от того, что в каждом доме топилась печь для обжига игрушек, а в пасмурные дни от речки туман стлался легкой дымкой. Круглый год деревушка стояла будто в дымке, отсюда произошло название села «Дымково», а игрушки стали называть «дымковскими».

Для производства игрушек используется красная глина, которую перемешивают с мелким речным песком. Мастерицы лепят фигурки по частям, а потом отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину. Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают, чтобы они стали более прочными. Раньше обжиг производили прямо в русской печи, а теперь в больших электрических печах.

Обожженные и остывшие игрушки раньше покрывали белым слоем мела, разведенным в молоке. А сейчас их расписывают белилами (белой краской). Посмотрите основа у всех игрушек белая.

По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Раньше кисти для росписи у мастериц были самодельные: из перьев, лучинок, тряпок. Сейчас используют обычные кисточки разных размеров.

Какие элементы росписи вы увидели на игрушках? (круг, точка, кольцо, прямая линия или прямые линии, которые между собой перекрещиваются, волнистые линии). Это простые элементы, которыми расписывают фигурки.

А какие цвета мастера используют в росписи? (красный, желтый, оранжевый и т.д.). 

Помимо ярких цветов, которые используют мастера, игрушку украшают яркими листочками-ромбиками из сусального золота, отчего игрушка становится еще более нарядной.

В этом промысле есть игрушки, которые не часто встречаются (уточка, поросенок, собачка, обезьяна и т.д.). А в наши дни еще появились необычные композиции с использованием элементов пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты) и архитектуры (домики, мостики, карусели, башенки) (показ Альбома с иллюстрациями с изображением редких игрушек и композиций).

Примечание:

Для детей старшего возраста вопросы могут быть следующими (опираемся на знания, полученные в средней группе):

- Почему игрушки называются «Дымковскими»?

- Расскажите, как изготавливают «Дымковские игрушки»?

- Каких персонажей «Дымковской игрушки» вы знаете?

- Какие цвета используют в росписи?

- Какие элементы дымковской росписи вы знаете?

- Чем еще мастера украшают игрушки? (золотыми ромбами из сусального золота)

Итог занятия:

- Как называются игрушки на нашей выставке?

- Почему их так назвали?

- Из чего делают фигурки?

- Какие цвета используют в росписи

 

2 занятие. «Знакомство с элементами дымковской росписи» (средняя группа).

Задачи:

  • познакомить детей с основными элементами «дымковской росписи»: «кольцо», «круг», «точка», «прямая линия», «волнистая линия»;
  • учить ритмичному расположению элементов в узоре;
  • формировать навыки рисования кончиком кисти.

Оборудование: выставка «Дымковских игрушек», таблица цветов, используемых в «Дымковской росписи», таблица с элементами росписи «Дымковской игрушки», гуашь и акварель 12-18 цветов, по 2 листа бумаги ½ А4 (горизонтальные) на каждого ребенка, кисти, баночки с водой, тряпочки для рук.

Ход занятия:

1. Уточнение полученных знаний детьми о «Дымковской игрушке».

Загадка:

Мы игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, точки и полоски

Нас украшают тут и там.

А кто мы? Догадайся сам!

- О каких игрушках я вам загадала загадку? (дымковские игрушки)

- Расскажите, что вы знаете о «Дымковской игрушке»?

- Какие цвета используют для росписи в этом народном декоративно-прикладном искусстве? Дети перечисляют цвета.

- Посмотрите на таблицу с цветами, которые используют мастера для росписи. Эти цвета сочные, красивые и радостные. Их 11: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, изумрудный, голубой, синий, розовый, малиновый, коричневый, черный.

- Какие элементы рисуют на «Дымковских игрушках»? (Дети рассматривают игрушки и перечисляют: круг, кольцо, точка, прямая линия, волнистая линия).

- Хотели бы вы себя попробовать в роли мастеров, которые изготавливают «Дымковские игрушки»?

- Тогда нужно потренироваться в рисовании элементов, которыми мастера украшают игрушки.

2. Рисование элементов «Дымковской росписи», соблюдая ритмичность узора.

Перед вами лежат узкие листы бумаги, на которых мы будем тренироваться рисовать узор. 

«Кольцо», «круг», «точка».

На первом листочке я предлагаю нарисовать узор, который состоит из элементов: «кольцо» и «круг». Мы будем чередовать эти два элемента. Я выбираю краски, которыми буду рисовать (гуашь или акварель) и два цвета для орнамента. «Кольцо» у меня будет красным, а «круг» желтым.

Дети выбирают материалы для рисования и цвета, которыми будут рисовать.

Чтобы наши элементы были нарисованы на одинаковом расстоянии друг от друга, будем помогать себе левой рукой. Я рисую кольцо красной краской, затем прикладываю три пальчика левой руки, отступаю расстояние, и опять рисую кольцо красной краской. И так до конца листа.

Дети аналогично рисуют кольца.

Теперь я беру краску желтого цвета. И между красными «кольцами» буду рисовать «круги». Нарисую для начала «кольцо» желтого цвета. Чтобы получился «круг», что нужно сделать? (раскрасить его). Раскрашиваю «кольцо» внутри и получается жёлтый «круг». Рисую «круги» между «кольцами» до конца листа.

Дети аналогично рисуют «круги».

Давайте украсим наш узор «точками». Я предлагаю поставить к каждом «кольце» «точку». Поменяю цвет, пусть будет синий. И в каждом красном «кольце» поставлю кончиком кисти маленькую синюю «точку» (показ). Дети повторяют дополнение узора «точками».

«Прямая линия», «волнистая линия», «точка».

На втором листочке мы выполним другой узор, который будет состоять из «прямых» и «волнистых линий».

В верхней части листа нарисую зелёную «прямую линию», слева сбоку приложу три пальчика, отступлю расстояние и нарисую еще одну такую же линию.

Дети выбирают цвет и рисуют «прямые линии».

А теперь другим цветом между прямыми линиями рисуем «волнистые линии». Показ. Дети рисуют по аналогии.

3. Итог занятия.

- С какими элементами «Дымковской росписи» вы познакомились?

- Как нужно правильно рисовать элементы в узоре? (на одинаковом расстоянии, чередовать).

- На следующем занятии мы с вами будем раскрашивать «Дымковские игрушки» и нам для этого понадобятся сегодняшние образцы узоров.

 

2 занятие. «Знакомство с элементами дымковской росписи» (старшая группа).

Задачи:

  • познакомить с правилами «Дымковской росписи»;
  • уточнить знания детей об основных элементах «Дымковской росписи»: «кольцо», «круг», «точка», «прямая линия», «волнистая линия»;
  • учить компоновать друг с другом разные элементы росписи («круг в кольце», «волнистая линия, оформленная точками» и т.д.);
  • продолжать учить ритмичному расположению элементов в узоре;
  • формировать навыки рисования кончиком кисти.

 

Оборудование: выставка «Дымковских игрушек», альбом с образцами нарисованных «Дымковских игрушек», таблица цветов, используемых в «Дымковской росписи», таблица со сложными узорами «Дымковской росписи», гуашь и акварель 12-18 цветов, по 2 листа бумаги ½ А4 (горизонтальные) на каждого ребенка, кисти, баночки с водой, тряпочки для рук.

Ход занятия:

1. Уточнение полученных знаний детьми о «Дымковской игрушке».

Загадка:

Мы игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, точки и полоски

Нас украшают тут и там.

А кто мы? Догадайся сам!

- О каких игрушках я вам загадала загадку? (дымковские игрушки)

- Расскажите, что вы знаете о «Дымковской игрушке»?

- Какие цвета используют для росписи в этом народном декоративно-прикладном искусстве? Дети перечисляют цвета (Опора на таблицу с цветами, которые используют мастера для росписи: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, изумрудный, голубой, синий, розовый, малиновый, коричневый, черный).

- Какие элементы рисуют на «Дымковских игрушках»? (Дети перечисляют: круг, кольцо, точка, прямая линия, волнистая линия).

2. Ознакомление с компоновкой разных элементов «Дымковской росписи» между собой, рассматривание вариантов на «Дымковских игрушках».

- Многие «Дымковские игрушки» мастера украшают более сложными узорами.

Рассматривание выставки «Дымковских игрушек», Альбома с образцами игрушек «Дымки».

- Какие сложные узоры вы увидели? (в кольце нарисован круг, украшенный по краю точками; волнистая линия, оформленная точками и т.д.).

- Предлагаю, как настоящие мастера, потренироваться в рисовании красивых и сложных, которые вы потом сможете использовать для росписи своей собственной «Дымковской игрушки».  

3. Знакомство с правилами «Дымковской росписи».

Правила:

  • мысленно узор составляем и по листочку его размещаем;
  • сначала крупные элементы рисуем, друг с другом их чередуем;
  • другие цвета выбираем, мелкие детали добавляем;
  • в узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.

4. Составление и рисование узоров, соблюдая ритмичность узора.

Перед вами лежат узкие листы бумаги, на которых мы будем тренироваться рисовать узор. 

«Круг» в «кольце», украшенный «точками».

На первом листочке я предлагаю нарисовать красивый узор, состоящий из кольца, в котором нарисован круг, украшенный точками. Кольца рисуем на одинаковом расстоянии друг от друга (можно предложить отступать два пальчика). Теперь в каждом «кольце» краской другого цвета рисуем «круг». Затем, пока краска сохнет между «кольцами» можно нарисовать либо короткую «прямую линию», либо поставить «точку». А теперь по краю «круги» украсим маленькими «точками», которые будем рисовать кончиком кисти.

Показ рисования элементов.

Дети самостоятельно выбирают материалы для рисования и цвета, которыми будут рисовать узоры. Рисование узоров.

«Прямая линия», «волнистая линия», «точка».

На втором листочке мы выполним другой узор, который будет состоять из «прямых» и «волнистых» линий и «точек».

Рисуем «прямые» линии, отступая расстояние для другого орнамента. Теперь между «прямыми» линиями нарисуем «волнистые». После оформим «волнистую» линию «точками» («над волной, под волной»).

Дети самостоятельно выбираю материалы для рисования и цвет для узоров.

5. Итог занятия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Как нужно правильно рисовать элементы в узоре? (на одинаковом расстоянии, чередовать)

- На следующем занятии мы с вами будем раскрашивать «Дымковские игрушки» и нам для этого понадобятся сегодняшние образцы узоров.

 

2 занятие. «Знакомство с элементами дымковской росписи» (подготовительная к школе группа).

Задачи:

  • познакомить со значением орнаментов и элементов «Дымковской росписи» («скрытым смыслом» росписи), с новыми элементами «овал», «лист»;
  • учить компоновать друг с другом разные элементы росписи, получая «солнце», «засеянную пашню» и т.д.;
  • продолжать знакомить с правилами «Дымковской росписи»;
  • продолжать формировать навыки рисования кончиком кисти.

Оборудование: выставка «Дымковских игрушек», альбом с образцами нарисованных «Дымковских игрушек», таблица цветов, используемых в «Дымковской росписи», иллюстрации с орнаментами «Дымковской росписи» и их значение, гуашь и акварель 12-18 цветов, по 2 листа бумаги ½ А4 (горизонтальные) на каждого ребенка, кисти, баночки с водой, тряпочки для рук.

Ход занятия:

1. Уточнение полученных знаний детьми о «Дымковской игрушке».

Загадка:

Мы игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, точки и полоски

Нас украшают тут и там.

А кто мы? Догадайся сам!

- О каких игрушках я вам загадала загадку? (дымковские игрушки)

- Расскажите, что вы знаете о «Дымковской игрушке»?

- Какие цвета используют для росписи в этом народном декоративно-прикладном искусстве? Дети перечисляют цвета (Опора на таблицу с цветами, которые используют мастера для росписи: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, изумрудный, голубой, синий, розовый, малиновый, коричневый, черный).

- Какие элементы рисуют на «Дымковских игрушках»? (Дети перечисляют: круг, кольцо, точка, прямая линия, волнистая линия).

2. Знакомство со значением узоров «Дымковской росписи», рассматривание вариантов на «Дымковских игрушках». Знакомство с новыми элементами «овал», «лист».

- В «Дымковской росписи» все элементы что-либо обозначают, имеют какое-либо значение («скрытый смысл» росписи)

Рассматривание иллюстраций с элементами и орнаментами «Дымковской росписи», обсуждение их значения.

Показ иллюстраций с изображением: «солнца», «воды», «неба», «дороги», «колодца», «засеянной земли» (или пашни), «зернышек», «листиков» в «Дымковской росписи».

- Посмотрите на орнамент. Как вы думаете, что он может обозначать? (можно оказать помощь в виде разных вариантов ответов: цветок, солнышко, окно и т.д.).

- Я предлагаю сегодня нарисовать орнамент с каким-то значением. Например, «небо и солнце», «землю, политую водой, на которой выросли растения» и т.д.

3. Составление и рисование узоров, соблюдая ритмичность узора.

Перед вами лежат узкие листы бумаги, на которых мы будем тренироваться рисовать узор. 

«Небо и солнце».

На первом листочке я предлагаю нарисовать «небо и солнце».

Если вы хотите изобразить «небо», то можно нарисовать «прямую линию» голубого или синего цвета. «Небо с облаками» - «прямая линия», а над ней «волнистая линия». Если «дождливое небо» – это «волнистая линия», ниже «прямая линия», а между ними «точки».

Показ иллюстраций с образцами рисования «неба».

Теперь посмотрим, как можно нарисовать «солнце».

«Солнце» – это «круг» или «кольцо» с «кругом», от который украшен «лучиками» – «прямыми» или «волнистыми линиями» внутри или снаружи.

Показ иллюстраций с образцами рисования «солнца».

Предлагаю нарисовать узор, в котором будем чередовать «небо» и «солнце» («солнце» рисуется не в единичном экземпляре).

Дети самостоятельно выбирают материалы для рисования и цвета, которыми будут рисовать узоры. Рисование узоров.

«Земля и растения» или «засеянная земля».

«Земля» рисуется «прямой линией», которую можно украсить «волнистой линией» - земля полита. 

Показ иллюстраций с вариантами рисования «земли, пашни».

Если мы изображаем «засеянную пашню», то между «прямых линий» рисуются «зернышки» – «овалы», которые можно украсить «точками» или короткими «прямыми линиями». 

На «земле» могут расти «ягодки», «цветы» или «листики»

Показ иллюстраций с образцами рисования «засеянной земли» или «земли» с растущими на ней культурами.

Дети самостоятельно выбирают материалы для рисования и цвета, которыми будут рисовать узоры. Рисование узоров.

4. Итог занятия.

- Что вы нового сегодня узнали?

- На следующем занятии мы с вами будем раскрашивать «Дымковские игрушки» и нам для этого понадобятся сегодняшние образцы узоров

 

3-4 занятие. «Изготовление «Дымковской игрушки» - «лошадка» (рисование) (средняя группа).

 

(Примечание:предлагаю два варианта проведения занятия. Если дети овладели навыком рисования кончиком кисти, то можно расписывать игрушки кистью; если дети пока затрудняются, то для эстетичности работ можно использовать для росписи тычки: палочка с натянутым поролоном – для рисования «кругов» и ватная палочка для рисования «точек»).

Задачи:

  • познакомить с особенностями росписи «лошадки», с правилами «Дымковской» росписи;
  • продолжать знакомить детей с основными элементами «дымковской росписи»: «кольцо», «круг», «точка», «прямая линия», «волнистая линия»;
  • учить ритмичному расположению элементов на изделии;
  • формировать навыки рисования кончиком кисти.

Оборудование: образцы «лошадок» - персонажей «Дымковской игрушки», Альбом с иллюстрациями «Дымковской игрушки» (лошадки),  таблица цветов, используемых в «Дымковской росписи», таблица с элементами росписи «Дымковской игрушки», гуашь и акварель 12-18 цветов, лист бумаги А4 с печатным образцом «лошадки», кисти, баночки с водой, тряпочки для рук.

Ход занятия:

1. Рассматривание «Дымковской» лошадки. Мотивация детей к самостоятельной деятельности.

Загадка:

У меня большая грива,

Ушки и копытца,

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я…? (лошадка)

- Правильно, сегодня мы поговорим о «Дымковской» лошадке.

Рассматривание выставки лошадок – «Дымковских игрушек», Альбома с образцами «Дымковских игрушек».

- Лошадка или конь – самая популярная «Дымковская игрушка». Рассмотрите игрушки и картинки с изображением лошадки. Что общего вы видите в росписи этой игрушки?

(черным цветом раскрашены копытца и хвост).

- А как расписывают гриву у этой фигурки? (закрашивают черной краской или прорисовывают волоски в гриве).

- А как выглядят ушки у лошадки? (они раскрашены каким-либо ярким цветом).

- Какими элементами «Дымковской» росписи украшают лошадку? («круг», «прямая линия», «точка»).

- Я предлагаю вам сделать «Дымковскую» лошадку. Вы можете создать в группе выставку из красивых лошадок, а можете сделать её в подарок своим близким. Согласны?

2. Расписывание «лошадки».

- Я для вас приготовила напечатанные на листах бумаги силуэты лошадок. Предлагаю их красиво расписать элементами «Дымковской» росписи. 

Повторим правила «Дымковской» росписи:

  • мысленно узор составляем и по листочку его размещаем;
  • сначала крупные элементы рисуем, друг с другом их чередуем;
  • другие цвета выбираем, мелкие детали добавляем;
  • в узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.

- В начале необходимо раскрасить копытца и гриву, а затем приступить к росписи лошадки.

(Примечание:На своих занятиях использую нанесение детьми предварительной разметки орнамента простым карандашом на изделии).

Дети самостоятельно выбирают материалы, цвета и элементы росписи, которыми будут расписывать лошадку. Рисование узоров.

3. Итог занятия.

- Расскажите, какие элементы «Дымковской росписи» вы использовали в разрисовывании лошадки?

 

3-4 занятие. «Изготовление «Дымковской игрушки» - «козлик», «олень», «лошадка» (рисование) (старшая группа).

Задачи:

  • познакомить с особенностями росписи животных: «козлика», «оленя», «лошадки», с правилами «Дымковской» росписи;
  • продолжать знакомить детей с основными элементами «дымковской росписи»: «кольцо», «круг», «точка», «прямая линия», «волнистая линия»;
  • учить ритмичному расположению элементов на изделии;
  • формировать навыки рисования кончиком кисти.

Оборудование: образцы «козликов», «оленей», «лошадок» - персонажей «Дымковской игрушки», Альбом с иллюстрациями «Дымковской игрушки» (козлики, олени, лошадки), таблица цветов, используемых в «Дымковской росписи», таблица с элементами росписи «Дымковской игрушки», гуашь и акварель 12-18 цветов, лист бумаги А4 с печатными образцами животных, кисти, баночки с водой, тряпочки для рук.

Ход занятия:

1. Рассматривание животных - «Дымковских игрушек» - «козлик», «олень», «лошадка». Мотивация детей к самостоятельной деятельности.

- Назовите «Дымковские игрушки», которые я вам покажу. Кто это, как вы думаете?

- Рассмотрите игрушки и картинки с изображением этих животных. Что особенного вы видите в росписи этих игрушек? (черным цветом раскрашены копытца, хвост; уши и рога раскрашены яркими цветами элементов росписи).

- Какими элементами «Дымковской» росписи украшают животных? («прямые» и «волнистые линии», «круг», «кольцо», «точка».)

- Я предлагаю вам расписать «Дымковских» животных. Вы можете создать в группе выставку из красивых лошадок, а можете сделать её в подарок своим близким. Согласны?

2. Расписывание «Дымковских» персонажей.

- Я для вас приготовила напечатанные на листах бумаги силуэты животных. Предлагаю их красиво расписать элементами «Дымковской» росписи. 

Повторим правила «Дымковской» росписи:

  • мысленно узор составляем и по листочку его размещаем;
  • сначала крупные элементы рисуем, друг с другом их чередуем;
  • другие цвета выбираем, мелкие детали добавляем;
  • в узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.

- В начале необходимо раскрасить копытца, гриву, рога животных, а затем приступить к росписи.

Дети самостоятельно выбирают рисунок с изображением животного, материалы, цвета и элементы росписи, которыми будут их расписывать. Рисование узоров.

(Примечание:На своих занятиях использую нанесение детьми предварительной разметки орнамента простым карандашом на изделии).

3. Итог занятия.

- Расскажите, какие элементы «Дымковской росписи» вы использовали в разрисовывании животных?

 ....

Полная версия статьи >>