Долгова Людмила Григорьевна
Старший воспитатель, МКДОУ "Языковский детский сад "Теремок", Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Языково
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Долгова Л.Г. Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 26.04.2024).
Заказ № 402558
С самого рождения ребенка испытывает непреодолимое желание новых впечатлений, знаний, любопытство, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Все это традиционно рассматривается как важные и необходимые черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая может проявляться в форме детского экспериментально-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие интереса к экспериментальной деятельности у детей – вопрос, актуальный и важный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в деятельность, в результате которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Среди двух видов детских деятельностей: игрой и экспериментально-исследовательской деятельностью, нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментально-исследовательскую деятельность с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Основная отличительная особенность детской экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе своей практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия и манипуляции выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментально-исследовательская деятельность, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Цель исследования – изучить способы и методы развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие интереса к экспериментально- исследовательской деятельности у старших дошкольников будет происходить, если:
- уточнить понятие элементарного экспериментирования применительно к детям старшего дошкольного возраста;
- учитывать особенности экспериментально-исследовательской деятельности детей в старшей группе;
- подобрать игры-эксперименты в соответствии с возрастными особенностями детей;
- разработать методические рекомендации для педагогов по развитию интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Научно-педагогические основы условий организации детской экспериментально-исследовательской деятельности как отдельной, обособленной формы самостоятельной поисковой деятельности были выделены работах таких известных учёных двадцатого столетия, как С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. В таком направлении продолжительное время работали и ученые лаборатории, умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания, возглавляемая Н.Н. Поддьяковым. Психологические исследования Н. Н. Поддъякова показали, что положительный эффект в познавательном развитии ребенка может быть достигнут лишь в том случае, если при разработке его форм, методов и содержания были учтены все психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста, и, прежде всего, их мышления. Одна из основных особенностей мышления дошкольников – его непосредственно прямая связь с практической деятельностью ребенка.
Дошкольное образование выполняет функции обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, способствованию развитию познавательной и исследовательской активности и инициативы ребенка-дошкольника. Среди множества средств развития познавательной активности дошкольников стоит особое внимание уделить детскому экспериментированию.
Детская экспериментально-исследовательская деятельность помогает ребенку расширить кругозор, обогатить свой опыт самостоятельной деятельности, способствует саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. На основе анализа изученной нами литературы можно сделать вывод о том, что детское экспериментально-исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал.
Целью констатирующего этапа является определение уровня развития интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности
Задачиконстатирующего этапа:
1. Подобрать методики для диагностики уровня развития интереса детей к экспериментально - исследовательской деятельности.
2. Определить уровень развития интереса детей к экспериментально- исследовательской деятельности.
Исследование проводилось в МКДОУ детский сад «Теремок» р.п. Языково, Карсунского района Ульяновской области в старшей группе. Для исследования взяли 16 детей .
Для определения уровня знаний, интересов старших дошкольников к экспериментированию и уровней развития исследовательской деятельности мы использовали наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации.
Методика № 1. Наблюдение за самостоятельной экспериментально-исследовательская деятельностью дошкольников.
В процессе наблюдения мы отметили, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие из предложенных видов экспериментально-исследовательской деятельности они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментально-исследовательской деятельности выбирают чаще, а какие реже, какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия между мальчиками и девочками в выборе объектов экспериментально-исследовательской деятельности.
Оценивание каждого ребенка проводилось относительно характера его исследовательской активности и включало следующие моменты:
Исследовательски - активным считается ребенок, который проявляет настойчивость в достижении поставленной цели в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск решения возникшей проблемы, умеет использовать разные способы и средства для достижения цели, не боится трудностей, не пытается отказаться от своей идеи, а с удовольствием возвращается снова к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели.
Результаты наблюдений уточнили в беседе с детьми.
Методика № 2.Беседа с детьми.
В процессе беседы с ребенком, мы задавали следующие вопросы
Некоторым детям очень понравились эксперименты с водой. Особенно им понравился опыт с круговоротом воды. Другие сказали, что им понравились исследования с камнями. Двум мальчикам было интересно узнать свойства дерева, а одна девочка рассказала, что ее заинтересовали исследования с растениями, и они дома провели некоторые опыты с мамой.
Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности помимо наблюдений и уточняющей беседы использовались практические ситуации.
Методика № 3. Практические ситуации.
Ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игры, чтение книг, изодеятельность, экспериментирование т д.
Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно ребенок делал три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе цифрами. За первый выбор насчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Ситуация «Что мне интересно?»
Ребенку показали предметы и материалы, предполагающие возможность их использования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечевки. До начала экспериментально-исследовательской деятельности проводилась беседа с ребенком: - что можно делать с этими предметами? - сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предложили действовать с данными предметами по своему усмотрению. Во время деятельности периодически интересовались у него: «Что ты делаешь?». После того, как ребенок завершил свою деятельность задали несколько вопросов, позволяющие уточнить ее направленность.
- Чем ты занимался?
- Интересно ли тебе было?
- Почему ты выбрал именно это занятие?
В соответствии с выделенными показателями мы определили следующие уровни исследовательской деятельности дошкольников:
1 уровень (высокий). Дошкольники этого уровня отдают свои предпочтения экспериментально- исследовательской деятельности. Дети проявляют большой интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся найти решение, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения.
2 уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат.
3 уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию с неохотой, их активность быстро пропадает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу при выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
По итогам наших исследований мы выявили результаты уровня развития интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности. Данные мы занесли в таблицу.
Уровень развития интереса |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий уровень |
12,5 % (1 человек) |
25%(2 человека) |
Средний уровень |
50% (4 человека) |
62,5 % (5 человек) |
Низкий уровень |
37,5 % (3 человека) |
12,5 % (1 человек) |
Также, мы провели количественный анализ развития интереса у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности.
Мы увидели, что в целом по группе только 3 человека имеет высокий уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности, что составило лишь 18,9% от общей численности детей в группе. 9 человек имеют средний уровень(56,7%), и почти четвертая часть (24,4%)(4 человека) совсем не интересуются экспериментально-исследовательской деятельностью.
На основании всего выше изложенного, мы можем сделать выводы о том, что интерес к экспериментально-исследовательской деятельности развит недостаточно и необходима работа по его развитию.
Цель формирующего этапа – повысить уровень интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи формирующего этапа:
Для решения первой задачи с целью развития детской экспериментально-исследовательской деятельности в группе был переоборудован уголок экспериментально-исследовательской деятельности для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.
Нами была подобрана серия экспериментов и составлена картотека опытов и экспериментов. Мы обогащали опыт и знания детей, в процессе практического применения детьми знаний о свойствах и качествах различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
По окончании серии экспериментов мы обобщали весь материал и узнавали у детей, кто из них узнал что-то новое. Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они выразили свое желание экспериментировать дома.
Цель контрольного эксперимента – проанализировать эффективность работы по развитию у дошкольников интереса к экспериментально-исследовательской деятельности.
Задача контрольного эксперимента - выявить уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников старшей группы
Для определения эффективности проделанного эксперимента, был использован тот же диагностический материал. Ответы детей на вопросы стали более развернутыми. Их интерес к экспериментальной деятельности возрос. Они сами стали участвовать в экспериментах, задавать вопросы и просить провести эксперимент по объяснению тех или иных вопросов.
Затем мы провели сравнительный анализ уровня развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников на контрольном этапе эксперимента по группам
Уровни развития |
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
Высокий |
12,5 % |
50 % |
25% |
37,5 % |
Средний |
50 % |
50 % |
62,5 % |
62,5 % |
Низкий |
37,5% |
0 % |
12,5 % |
0 % |
Изкоторой мы увидели, что процент детей имеющих высокий уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности в экспериментальной группе вырос на 37.5%, в контрольной группе только на 12,5 %. Количество детей со средним уровнем осталось прежнем, однако количество детей с низким уровнем уменьшилось соответственно на 37.5% и 12,5% в экспериментальной и контрольной группе и оставило 0%.
Таблица 4 - Сводная таблица развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников старшей группы на контрольном этапе эксперимента
Уровни развития |
Количество детей |
|
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
Высокий |
18,9 % (3 чел.) |
37,5% (6 чел.) |
Средний |
56,7% (9 чел.) |
62,5% (10 чел.) |
Низкий |
24,4% (4 чел.) |
0% ( 0 чел.) |
По результатам нашей работы количество детей, имеющих высокий уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности, увеличилось в целом вдвое, с трех человек до шести. Соответственно с 18,9% до 37,5%. Не значительно увеличилось количество детей со средним уровнем развития интереса. Всего 1 человек (всего на 5,8%). Что особенно хочется отметить, что не осталось детей, у которых данный интерес развит на низком уровне. Из чего можно сделать выводы, что наша работа с целью развития интереса у старших дошкольников интереса к экспериментально-исследовательской деятельности оказалось эффективной.
Заключение
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детская экспериментально-исследовательская деятельность является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование данного вида деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментально-исследовательской деятельности, и, наконец, экспериментально-исследовательская деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Литература: