Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников

Долгова Людмила Григорьевна

Старший воспитатель, МКДОУ "Языковский детский сад "Теремок", Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Языково

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Долгова Л.Г. Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 402558


 

С самого рождения ребенка испытывает непреодолимое желание новых впечатлений, знаний, любопытство, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Все это традиционно рассматривается как важные и необходимые черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая может проявляться в форме детского экспериментально-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие интереса к экспериментальной деятельности у детей – вопрос, актуальный и важный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в деятельность, в результате которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Среди двух видов детских деятельностей: игрой и экспериментально-исследовательской деятельностью, нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментально-исследовательскую деятельность с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Основная отличительная особенность детской экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе своей практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия и манипуляции выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментально-исследовательская деятельность, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель исследования – изучить способы и методы развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Объект исследованияэкспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников.

Предмет исследованияпроцесс развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие интереса к экспериментально- исследовательской деятельности у старших дошкольников будет происходить, если:

- уточнить понятие элементарного экспериментирования применительно к детям старшего дошкольного возраста;

- учитывать особенности экспериментально-исследовательской деятельности детей в старшей группе;

- подобрать игры-эксперименты в соответствии с возрастными особенностями детей;

- разработать методические рекомендации для педагогов по развитию интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Научно-педагогические основы условий организации детской экспериментально-исследовательской деятельности как отдельной, обособленной формы самостоятельной поисковой деятельности были выделены работах таких известных учёных двадцатого столетия, как С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. В таком направлении продолжительное время работали и ученые лаборатории, умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания, возглавляемая Н.Н. Поддьяковым. Психологические исследования Н. Н. Поддъякова показали, что положительный эффект в познавательном развитии ребенка может быть достигнут лишь в том случае, если при разработке его форм, методов и содержания были учтены все психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста, и, прежде всего, их мышления. Одна из основных особенностей мышления дошкольников – его непосредственно прямая связь с практической деятельностью ребенка. 

Дошкольное образование выполняет функции обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, способствованию развитию познавательной и исследовательской активности и инициативы ребенка-дошкольника. Среди множества средств развития познавательной активности дошкольников стоит особое внимание уделить детскому экспериментированию. 

Детская экспериментально-исследовательская деятельность помогает ребенку расширить кругозор, обогатить свой опыт самостоятельной деятельности, способствует саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. На основе анализа изученной нами литературы можно сделать вывод о том, что детское экспериментально-исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал.

Целью констатирующего этапа является определение уровня развития интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности

Задачиконстатирующего этапа:

1. Подобрать методики для диагностики уровня развития интереса детей к экспериментально - исследовательской деятельности.           

2. Определить уровень развития интереса детей к экспериментально- исследовательской деятельности.

Исследование проводилось в МКДОУ детский сад «Теремок» р.п. Языково, Карсунского района Ульяновской области в старшей группе. Для исследования взяли 16 детей .

Для определения уровня знаний, интересов старших дошкольников к экспериментированию и уровней развития исследовательской деятельности мы использовали наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации.

Методика № 1. Наблюдение за самостоятельной экспериментально-исследовательская деятельностью дошкольников.

В процессе наблюдения мы отметили, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие из предложенных видов экспериментально-исследовательской деятельности они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментально-исследовательской деятельности выбирают чаще, а какие реже, какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия между мальчиками и девочками в выборе объектов экспериментально-исследовательской деятельности. 

Оценивание каждого ребенка проводилось относительно характера его исследовательской активности и включало следующие моменты:

  • наиболее часто используемые предметы и объекты для экспериментально-исследовательской деятельности,
  • настойчивость в своем в исследовательском поиске,
  • умение находить несколько комбинаций разных вариантов решения поставленной задачи,
  • эмоциональное восприятие процесса экспериментально-исследовательской деятельности,
  • самостоятельное осознанное желание вернуться к незавершенному эксперименту, умение продолжить исследовательский поиск,
  • многообразие экспериментальной деятельности.

Исследовательски - активным считается ребенок, который проявляет настойчивость в достижении поставленной цели в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск решения возникшей проблемы, умеет использовать разные способы и средства для достижения цели, не боится трудностей, не пытается отказаться от своей идеи, а с удовольствием возвращается снова к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели. 

Результаты наблюдений уточнили в беседе с детьми.

Методика № 2.Беседа с детьми.

В процессе беседы с ребенком, мы задавали следующие вопросы

  • Чем ты любишь заниматься в уголке экспериментально-исследовательской деятельности?
  • С какими предметами и материалами тебе наиболее интересно экспериментировать в уголке?
  • Тебе интересно проводить опыты и эксперименты? Почему?
  • Какой опыт тебе показался самый интересный? Расскажи о нем.
  • Расскажи, какие исследования и эксперименты проводят твои друзья?
  • С кем тебе интересно совместно проводить опыты?

Некоторым детям очень понравились эксперименты с водой. Особенно им понравился опыт с круговоротом воды. Другие сказали, что им понравились исследования с камнями. Двум мальчикам было интересно узнать свойства дерева, а одна девочка рассказала, что ее заинтересовали исследования с растениями, и они дома провели некоторые опыты с мамой.

Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности помимо наблюдений и уточняющей беседы использовались практические ситуации.

Методика № 3. Практические ситуации.

Ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игры, чтение книг, изодеятельность, экспериментирование т д.

Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно ребенок делал три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе цифрами. За первый выбор насчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Ситуация «Что мне интересно?»

Ребенку показали предметы и материалы, предполагающие возможность их использования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечевки. До начала экспериментально-исследовательской деятельности проводилась беседа с ребенком: - что можно делать с этими предметами? - сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предложили действовать с данными предметами по своему усмотрению. Во время деятельности периодически интересовались у него: «Что ты делаешь?». После того, как ребенок завершил свою деятельность задали несколько вопросов, позволяющие уточнить ее направленность.

- Чем ты занимался?

- Интересно ли тебе было?

- Почему ты выбрал именно это занятие?

В соответствии с выделенными показателями мы определили следующие уровни исследовательской деятельности дошкольников:

1 уровень (высокий). Дошкольники этого уровня отдают свои предпочтения экспериментально- исследовательской деятельности. Дети проявляют большой интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся найти решение, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. 

2 уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. 

3 уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию с неохотой, их активность быстро пропадает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу при выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. 

По итогам наших исследований мы выявили результаты уровня развития интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности. Данные мы занесли в таблицу. 

Уровень развития интереса 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий уровень

12,5 % (1 человек)

25%(2 человека)

Средний уровень

50% (4 человека)

62,5 % (5 человек)

Низкий уровень

37,5 % (3 человека)

12,5 % (1 человек)

Также, мы провели количественный анализ развития интереса у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности.

Мы увидели, что в целом по группе только 3 человека имеет высокий уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности, что составило лишь 18,9% от общей численности детей в группе. 9 человек имеют средний уровень(56,7%), и почти четвертая часть (24,4%)(4 человека) совсем не интересуются экспериментально-исследовательской деятельностью.

На основании всего выше изложенного, мы можем сделать выводы о том, что интерес к экспериментально-исследовательской деятельности развит недостаточно и необходима работа по его развитию.

Цель формирующего этапа – повысить уровень интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи формирующего этапа: 

  1. Создать условия для самостоятельной экспериментально-исследовательской деятельности путем обогащения предметно-развивающей среды.
  2. Подобрать и провести серию экспериментов. 
  3. Разработать план работы с воспитателями и родителями по развитию интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности. 

Для решения первой задачи с целью развития детской экспериментально-исследовательской деятельности в группе был переоборудован уголок экспериментально-исследовательской деятельности для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. 

Нами была подобрана серия экспериментов и составлена картотека опытов и экспериментов. Мы обогащали опыт и знания детей, в процессе практического применения детьми знаний о свойствах и качествах различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. 

По окончании серии экспериментов мы обобщали весь материал и узнавали у детей, кто из них узнал что-то новое. Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они выразили свое желание экспериментировать дома. 

Цель контрольного эксперимента – проанализировать эффективность работы по развитию у дошкольников интереса к экспериментально-исследовательской деятельности.

Задача контрольного эксперимента - выявить уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников старшей группы

Для определения эффективности проделанного эксперимента, был использован тот же диагностический материал. Ответы детей на вопросы стали более развернутыми. Их интерес к экспериментальной деятельности возрос. Они сами стали участвовать в экспериментах, задавать вопросы и просить провести эксперимент по объяснению тех или иных вопросов. 

Затем мы провели сравнительный анализ уровня развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников на контрольном этапе эксперимента по группам

Уровни развития 

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

12,5 %

50 %

 25%

37,5 %

Средний 

50 %

50 %

62,5 %

62,5 %

Низкий

37,5%

 0 %

12,5 %

 0 %

Изкоторой мы увидели, что процент детей имеющих высокий уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности в экспериментальной группе вырос на 37.5%, в контрольной группе только на 12,5 %. Количество детей со средним уровнем осталось прежнем, однако количество детей с низким уровнем уменьшилось соответственно на 37.5% и 12,5% в экспериментальной и контрольной группе и оставило 0%.

Таблица 4 - Сводная таблица развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников старшей группы на контрольном этапе эксперимента 

Уровни развития 

Количество детей

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

18,9 % (3 чел.)

37,5% (6 чел.)

Средний 

56,7% (9 чел.)

62,5% (10 чел.)

Низкий

24,4% (4 чел.)

0% ( 0 чел.)

 

По результатам нашей работы количество детей, имеющих высокий уровень развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности, увеличилось в целом вдвое, с трех человек до шести. Соответственно с 18,9% до 37,5%. Не значительно увеличилось количество детей со средним уровнем развития интереса. Всего 1 человек (всего на 5,8%). Что особенно хочется отметить, что не осталось детей, у которых данный интерес развит на низком уровне. Из чего можно сделать выводы, что наша работа с целью развития интереса у старших дошкольников интереса к экспериментально-исследовательской деятельности оказалось эффективной.

Заключение

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детская экспериментально-исследовательская деятельность является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. 

Использование данного вида деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментально-исследовательской деятельности, и, наконец, экспериментально-исследовательская деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». 

 

Литература:

  1. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2012. № 1. 13 с. 
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2009. 83 с. 
  3. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. 2006 №8. 60 с.