Современные подходы к реализации патриотического и духовного-нравственного воспитания дошкольников

Сорокина Татьяна Игоревна
Зобнина Елена Викторовна

Заместитель заведующего по ВО и МР, МДОБУ "Детский сад № 144", г. Оренбург
Воспитатель, МДОБУ "Детский сад № 144", г. Оренбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сорокина Т.И., Зобнина Е.В. Современные подходы к реализации патриотического и духовного-нравственного воспитания дошкольников // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 400390


 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушение личности. Материальные ценности доминируют над патриотическими и духовными-нравственными, поэтому у современных детей наблюдаются искажение представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость. 

Прогрессирует разрушение института семьи: утрачиваются ценности материнства, отцовства, взаимоуважение, стремление сохранять семью и поддерживать друг друга, утрачиваются семейные традиции воспитания и совместного бытия. Вследствие чего у детей формируются  антиродительские и антисемейные установки. 

Учитывая вышеперечисленные отрицательные проявления в обществе, возникла потребность проектирования образовательной модели, обеспечивающей духовно-нравственные компоненты в содержании дошкольного образования.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, обычаях и традициях своего народа, а также равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Мы считаем, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, а именно: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического и духовно-нравственного воспитания детей.

Базовые ценности должны быть заложены в основу уклада общей системы образования и определять содержание образовательной деятельности.

Сложившаяся система духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников представлена авторской программой, разработанной педагогами нашего ДОУ «Уральские посиделки», которая реализуется в рамках образовательной Программы ДОУ.

Ожидаемые результаты для нас выступают в качестве целевых ориентиров в духовно-нравственном воспитании, в соответствии с которыми мы определили приоритеты в работе с детьми дошкольного возраста:

  1. Формирование чувства причастности к истории Родины (Оренбургского края) через реализацию части программы, формируемой участниками образовательных отношений «Уральские посиделки».
  2. Знакомство и восприятие произведений малых фольклорных форм (художественного произведения), а также развитие художественного вкуса через восприятие красоты изделий народных промыслов, произведений искусства собственного народа и родного края.
  3. Пропаганда среди родителей культуры материнства (отцовства) и детства, семейных традиций воспитания.

Согласно ФГОС ДО построение образовательного процесса в нашем ДОУ основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми; строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; предусматривает решение задач духовно-нравственного воспитания в совместной  деятельности  взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, а также через взаимодействие с родителями и социальными институтами.

Работа с детьми, в нашем детском саду, по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач: 

  • воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, уважения к труду;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • знакомство детей с государственной символикой страны;
  • развитие интереса к традициям и обычаем своего народа;
  • формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей и их традициям.

На базе нашего ДОУ реализуются проекты, в которых задействованы все участники образовательных отношений: «Традиции моей семьи», «Этот день Победы», «Оренбуржье, край родной», «Достойны ли мы своих наследий?..» и другие. 

Для родителей

  1. Активно используется работа по взаимодействию с родительской общественностью в данном направлении. Ведется работа в рамках родительского всеобуча на тему «Нравственное  воспитание в семье и детском саду». 
  2. Традиционным стало ежегодно, вместе с родителями и детьми, участвовать в  общероссийских акциях: «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Парад Победы». Самостоятельно организовываем выездные целевые прогулки и проведение торжественной линейки, посвящённой ВОВ в местах воинской славы нашего города.  С 2016 года положено начало созданию «Книги памяти» с автобиографией родственников-фронтовиков, рассказами детей, семейными фотографиями. 

Для детей

  1. В каждой группе  организованы центры развития по нравственно-патриотическому воспитанию, наполняемость которых зависит от возрастных особенностей детей и программных требований. Также в данных уголках расположено оборудование по изучению родного края. Использование материалов данных центров позволяет приобщить детей к культуре многонационального Оренбуржья, сформировать ценностное отношение к предметам быта; приобщить к истории семьи и своего народа. 
  2. В системе работы нашего ДОУ сложилась добрая традиция в игровой форме проводить занятия и мероприятия для дошкольников, в процессе которых формируется четкое представление о нравственности, о любви и семейных ценностях, отношении  к истории Оренбургского края, к истории и традициям народных праздников (Масленица, Ивана Купала), празднования Дня народного единства, Дня защитников отечества,  Дня Победы; познакомиться с народными промыслами, трудом и бытом русского народа («Как хлеб на стол пришел», «История ткачества и русского костюма», «Жили-были»). Содержание игровых мероприятий органично вплетено в содержание дошкольного образования, что обеспечивает создание национальных, социокультурных условий реализации образовательной деятельности.
  3. Преемственность между поколениями, воспитание в детях уважительного отношения к старшему поколению осуществляется в рамках проектов «Золотые руки моей бабушки». В праздничные мероприятия, посвященные Дню пожилого человека (октябрь), Дню матери (ноябрь), Дню отца, Дню семьи и верности (июнь), организуются выставки творческих работ детей и родителей.
  4. Великой ценностью русского народа является могущество, красота и величие родного языка. Воспитание уважительного отношения к родному языку осуществляется путем организации ежегодных конкурсов чтецов, способствующих формированию культуры чтения, нравственных ценностей, приобщению к нравственным идеалам. 
  5. Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничают с детской библиотекой им. С.Я. Маршака. Педагоги ДОО и сотрудники библиотеки организуют обзорные экскурсии, в процессе которых знакомят детей с правилами поведения в библиотеке, прививают бережное отношение к экспонатам библиотечного фонда. Совместно организуются тематические мероприятия, посвященные юбилейным датам детских писателей, знакомству с творчеством местных писателей и поэтов и др.

Главная цель взаимодействия нашего детского сада с семьями – привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, творческих и исследовательских проектах, конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня. 

Для педагогов

С целью повышения педагогической компетенции родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания ребенка педагогами оформляются информационные стенды, папки-передвижки, выставки; проводятся индивидуальные консультации специалистами, методические совещания и Педагогические советы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что представленная модель духовно-нравственного и патриотического воспитания детей нашего ДОУ, разработана с учетом действующего законодательства и требований ФГОС ДО. 

 

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 256 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 340 с.
  3. Будущее России в молодежном сознании / под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. СПб.: Атлант, 2003. 258 с.