Сорокина Татьяна Игоревна
Зобнина Елена Викторовна
Заместитель заведующего по ВО и МР, МДОБУ "Детский сад № 144", г. Оренбург
Воспитатель, МДОБУ "Детский сад № 144", г. Оренбург
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сорокина Т.И., Зобнина Е.В. Современные подходы к реализации патриотического и духовного-нравственного воспитания дошкольников // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 400390
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушение личности. Материальные ценности доминируют над патриотическими и духовными-нравственными, поэтому у современных детей наблюдаются искажение представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость.
Прогрессирует разрушение института семьи: утрачиваются ценности материнства, отцовства, взаимоуважение, стремление сохранять семью и поддерживать друг друга, утрачиваются семейные традиции воспитания и совместного бытия. Вследствие чего у детей формируются антиродительские и антисемейные установки.
Учитывая вышеперечисленные отрицательные проявления в обществе, возникла потребность проектирования образовательной модели, обеспечивающей духовно-нравственные компоненты в содержании дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, обычаях и традициях своего народа, а также равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Мы считаем, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, а именно: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического и духовно-нравственного воспитания детей.
Базовые ценности должны быть заложены в основу уклада общей системы образования и определять содержание образовательной деятельности.
Сложившаяся система духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников представлена авторской программой, разработанной педагогами нашего ДОУ «Уральские посиделки», которая реализуется в рамках образовательной Программы ДОУ.
Ожидаемые результаты для нас выступают в качестве целевых ориентиров в духовно-нравственном воспитании, в соответствии с которыми мы определили приоритеты в работе с детьми дошкольного возраста:
Согласно ФГОС ДО построение образовательного процесса в нашем ДОУ основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми; строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; предусматривает решение задач духовно-нравственного воспитания в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, а также через взаимодействие с родителями и социальными институтами.
Работа с детьми, в нашем детском саду, по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
На базе нашего ДОУ реализуются проекты, в которых задействованы все участники образовательных отношений: «Традиции моей семьи», «Этот день Победы», «Оренбуржье, край родной», «Достойны ли мы своих наследий?..» и другие.
Для родителей
Для детей
Главная цель взаимодействия нашего детского сада с семьями – привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, творческих и исследовательских проектах, конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня.
Для педагогов
С целью повышения педагогической компетенции родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания ребенка педагогами оформляются информационные стенды, папки-передвижки, выставки; проводятся индивидуальные консультации специалистами, методические совещания и Педагогические советы.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что представленная модель духовно-нравственного и патриотического воспитания детей нашего ДОУ, разработана с учетом действующего законодательства и требований ФГОС ДО.
Литература: