Образ зимы в произведениях музыки, живописи и литературы: интегрированный урок (2 класс)

Сатликова Ирина Владимировна
Тележникова Арина Эдуардовна
Иванова Альбина Геннадьевна

Учитель музыки, ЧОУ «Гимназия им. М. И. Пинаевой», г. Пермь
Учитель начальных классов, ЧОУ «Гимназия им. М. И. Пинаевой», г. Пермь
Учитель ИЗО, ЧОУ «Гимназия им. М. И. Пинаевой», г. Пермь

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сатликова И.В., Тележникова А.Э., Иванова А.Г. Образ зимы в произведениях музыки, живописи и литературы: интегрированный урок (2 класс) // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 399440


 

Цель: создание условий для формирования у учащихся образа зимы средствами разных видов искусств.

Задачи:

  • помочь детям актуализировать личный жизненный эстетический опыт переживания общения с природой;
  • активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы;
  • способствовать развитию умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием картин природы, стихотворений и музыки;
  • способствовать формированию умения выбирать цветовую гамму для соответствующего времени года;
  • помочь учащимся определять настроение, характер звучания музыки, средства выразительности (темп, динамика, регистр, штрихи, эпитет, олицетворение, сравнение, цвет);
  • научить находить в художественных текстах изобразительно – выразительные средства языка;
  • содействовать становлению эстетического вкуса учащихся посредством синтеза искусств.

 

Прогнозируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • возникновение эстетического чувства любования родной природой;
  • переживание музыкальных впечатлений восприятия времени года;
  • переживание радости творчества в разных видах искусства.
  • умение осуществить целеполагание;
  • умение ставить новые познавательные задачи;
  • становление коммуникативных умений;
  • осуществление рефлексивного действия;
  • анализ, синтез, сравнение, выбор.
  • создание аппликации (рисунок пастелью);
  • определение изобразительно – выразительных средств в музыке (темп, регистр, динамика, штрихи);
  • поиск средств в художественных текстах (эпитет, олицетворение, сравнение).

 

Ход урока

Приветствие – 2 мин.

Вступительная часть – 15 - 20 мин.

- Доброе день, ребята и уважаемые гости!

Ребята, давайте с улыбкой поприветствуем наших гостей! 

- Мы начинаем интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства во 2 классе!

- И проведу его я – учитель музыки Ирина Владимировна. Мне будут помогать: учитель ИЗО Альбина Геннадьевна и учитель 2 класса Арина Эдуардовна!

 

- Ребята, я хочу познакомить вас с великим итальянским композитором Антонио Вивальди. Он сочинил много красивых незабываемых мелодий для исполнения струнным оркестром. Сам он в совершенстве владел скрипкой. И сейчас прозвучит одно из известнейших произведений Антонио Вивальди «Времена года». 

- Давайте внимательно послушаем музыку и после я попрошу вас ответить на вопрос: какая музыка звучала? Чем она вас удивила или впечатлила?

(ВИДЕО А. Вивальди. Зима I часть)

 

- Какая музыка звучала? Расскажите.

(колючая, злая, холодная, волшебная, солнечная, светлая, красивая, морозная)

А. Э. записывает прилагательные на доске…

 

- Эти слова, которые вы только что назвали, мы отнесём к какой из этих репродукций, представленных на доске. Выберите.

Левитан И. И. Июньский день (Лето). 1890-е Частное собрание

Левитан И. И. Золотая осень. 1895 Государственная Третьяковская галерея

Левитан И. И. Лес зимой. 1880-е Севастопольский художественный музей им. П. М. Крошицкого 

- Что на ней изображено? Какое время года?

- Это – ЗИМА! (природа, пейзаж)

- Да, наш урок посвящён этому времени года. 

- Итак, тема урока: 

«Образ зимы в произведениях музыки, живописи и литературы»

 

- О зиме можно рассказать по – разному… Ребята, как вы поняли, что музыка именно такая: ….. (читаю на доске). Вы услышали звучание, т. е. музыка разговаривала с вами звуком.

ЗВУК

- Как ещё можно узнать о зиме? Например, прочитать о зиме. И автор будет доносить смысл нам через слово.

СЛОВО

- Ребята, а чего здесь ещё недостаёт? Какого слова? Мы можем узнать об образе зимы, рассматривая картины художников.

ЦВЕТ

- Что же мы будем делать на уроке? Какая цель нашего урока?

  • определить средства выразительности (какими средствами пользуются авторы произведений искусства, чтобы передать образ зимы?)
  • какая бывает зима? (у всех авторов художественных произведений разная или  одинаковая)

- Эти репродукции принадлежат кисти великого мастера, его зовут Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900). Обратите внимание на портрет.

- А как называют человека, который рисует картины?

(художник)

- Вот и сегодня, некоторые из вас побывают в роли художников. Вы будете работать в группе, вместе с учителем ИЗО Альбиной Геннадьевной. Ваше место работы отмечено белым цветом. Такая же отметка есть у вас. Поднимитесь те, у кого приклеена БЕЛАЯ СНЕЖИНКА.

(группа художников)

- Присаживайтесь, ребята. Ну, а теперь, давайте вспомним, как называют человека, который изображает природу или выражает её состояние словом, фразой, предложением? Это…

(писатели или поэты)

- Некоторые ребята проявят себя в этой роли. Вы будете работать в группе, вместе с учителем Ариной Эдуардовной. Ваше место работы отмечено голубым цветом. Такая же отметка есть у вас. Поднимитесь те, у кого приклеен СНЕГОВИК.

(группа писатели и поэты)

- Ребята, как называют человека, который сочиняет музыку? 

(композитор)

- Как вы уже догадались, ребята с синей отметкой побывают сегодня в роли музыкантов и поработают в группе вместе со мной, на этом месте. Вот и наша отметка – ЗИМНЕЕ ОБЛАКО. Встаньте ребята.

(группа музыканты)

- Ну, а теперь давайте определимся, какой результат нам должна продемонстрировать каждая группа? 

Музыканты, мы хотим услышать выбранное вами музыкальное произведение, которое изображало бы или выражало настроение зимы и какие средства музыкальной выразительности использует композитор для этого?

Поэты или писатели, мы хотели бы услышать от вас примеры сравнения, олицетворения и эпитеты об этом времени года.

Ну, а у художников будет самое необычное задание: через ваше творчество, мы увидим цвета зимы.

- На выполнение работы вам даётся 15 минут.

- Итак, давайте приступим к работе. Прошу вас разойтись по своим местам.

 

(РАБОТА В ГРУППАХ – 15 мин)

 

- Заканчиваем работу. Ребята, садитесь на свои места.

- Надеюсь, что мы все успешно поработали и узнали, какими средствами выразительности пользуются художники, поэты и музыканты для выражения или изображения зимы в своих произведениях.

- Итак, первыми я приглашаю представителей группы художников. 

(«художники» озвучивают результаты работы 

крепят на доску листы с цветовой палитрой зимы)

 

- А сейчас выступят представители группы поэтов и писателей.

 

(«поэты» озвучивают результаты работы

+

крепят на доску слова – эпитеты, сравнение, олицетворение лета)

 

- Теперь настало время выслушать результаты работы группы музыкантов.

(«музыканты» озвучивают результаты работы

+

мы слушаем фрагмент выбранного музыкального произведения и крепят на доску портрет композитора и сводную таблицу: характер музыки и выбранные средства музыкальной выразительности)

 

!!! У каждой группы должен прозвучать ответ: средства и какая зима?

 

ИЗО – цвет….., потому что зима (какая?)

Стихотворения – слова эпитеты, сравнение, олицетворение, какая зима?

Музыка – композитор, средства, какая зима? (настроение в музыке)

 

СЛОВА ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ!!!

- Ребята, какие вы молодцы! Как вы продуктивно поработали сегодня. Итог нашего сегодняшнего урока перед вами, на доске. Какой вывод мы могли бы сделать?

  • зиму могут изобразить художники, описать поэты, изобразить или выразить музыканты;
  • пользуются они разными средствами выразительности;
  • зима у каждого – РАЗНАЯ! Почему? Потому что каждый воспринимает это время года по – своему … Но! Восприятие разное и средства разные, но время года одно – ЗИМА! Какая??? – антонимы!!!
  • (Запасной итог) зима у нас получилась созвучная, с одинаковым настроением. Средства у всех представителей разных видов искусств разные, а образ один – зима!

Рефлексия

  1. Приём «Незаконченное предложение»
  2. «Моё впечатление от урока»

 

- Ну, а теперь ещё один сюрприз – мешок, что же там? А там… СНЕЖКИ!

Вы любите играть в снежки?

- Давайте возьмём по снежку и положим его в соответствующее вашему настроению сейчас ведёрко.  

первое - «Плохое, неудовлетворительное, не получилось…»

второе - «Хорошее, но всё – таки что – то было не так…»

третье - «Настроение замечательное! Урок понравился!»

 

Выбирайте!

(Вызываем ребят по группам)

- Спасибо! Результат понятен!

- Спасибо всем за работу! Урок окончен!

 

Необходимое оборудование и материалы:

  1. Видеофрагмент о зиме отметки из самоклеющейся бумаги (8 – белая снежинка, 8 – голубой снеговик, 8 – синее облако) для работы в группе колонки (взять из 7 кл.)
  2. 3 картины И. Левитана и портрет (16 магнитов + магниты для ватмана, для слов, для листа - таблицы)
  3. 3 музыкальных фрагмента и 3 портрета: П. И. Чайковский, А. Вивальди и А. Глазунов.
  4. Для «музыкантов»: лист – сводная таблица, клей, слова – термины, маркер
  5. Для «поэтов»:
  6. Для «художников»: «Цветные метки» для столов, за которыми будут работать группы