Урок физкультуры как игровой танец в начальной школе у детей с нарушением слуха

Кислицына Олеся Александровна

Воспитатель, МКОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат №37", г. Новосибирск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кислицына О.А. Урок физкультуры как игровой танец в начальной школе у детей с нарушением слуха // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 395868


 

Игровой танец практически доступен каждому, в то время как исполнителям эстетичного танца предъявляются особые требования, и специфика этих требований в хореографии разработана основательно. Здесь уместно провести аналогии между физической культурой и спортом, между игровым танцем и хореографическим. Физическая культура и игровой танец как широкие понятия в целом направлены на физическое развитие и совершенствование природы человека, а спорт и хореография – это их узкие области с достижением особой результативности.

С учетом вышеизложенного становится очевидным, что использование на физкультурных занятиях танцевальных упражнений с целью эстетического воспитания, развития музыкального слуха, разучивание бальных танцев ближе к задачам хореографических кружков, чем к уроку физической культуры.

Рассмотрим особенности организации и проведения игрового танца телесной ориентации в начальной школе, где он может решать задачи, аналогичные уроки физкультуры.

Уроки игрового танца предоставляют детям широкую свободу личностного выбора действия. Чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации, необходима определенная организация занятий, в которых дети разного психофизического склада получают равные условия самовыражения.

Предварительная оценка педагогом состояния детей, входящих в танцевальный класс, производится на основе их двигательной активности – походки, жестов и таких характеристик движения, как открытость, амплитуда, энергичность и т.д. Они отражают психофизическое состояние ребенка, и эта общая информация позволяет педагогу использовать пространство класса с учетом состояния детей. При повышенном возбуждении на детей успокаивающе действует разделение класса по группам (например, построение в форме квадрата), при заторможенном состоянии помогает расположение детей в форме круга (часто, сидя на полу), и это объединяет и активизирует их. В этой же вводной части урока выявляются интересы и желания детей.

Собственно танец начинается с экспозиции, главная цель которой – на основе интереса, достигнутого по вводной части, включить детей в эмоционально – физическую активность. Выбираются две-три пластические интонации – темы, которые развиваются на основе варьирования ритмов, темпов, их последовательного усложнения за счет включения рук, корпуса, мелкой моторики и т.д. Развитие движения производится по принципу жест-имитация: преподаватель задает детям некоторые жесты (элементарные движения), и дети индивидуально развивают их в соответствии с собственными склонностями и потребностями.

Далее педагог предлагает всей группе исполнить те варианты, которые наиболее соответствуют целям занятия: исправлению осанки, логопедической коррекции, развитию эстетических вкусов, снятию нервного напряжения и т.д. Сигналом перехода ко второй части урока служат такие сигналы, как улыбка, эмоциональная и физическая отзывчивость детей.

Следующий этап – завязка, в ходе которой проявляется сочинительское творчество детей. Педагог, поддерживая детский интерес к процессу танца, выявляет лидеров, которые самостоятельно усложняют общие для всего класса па или придумывают новые. Творческий процесс изменяется по принципу развития пластической интонации или смены ее новой, контрастной. Так как па лидеров разнообразнее, богаче, насыщеннее тех, что исполняет весь класс, то детям близок творческий соревновательный характер освоения новых па, и смена лидеров динамизирует танцевальный процесс.

Однако затем наступает момент, когда в сочинительском творчестве дети достигают предела своей способности усложнять и варьировать движения.

Тогда наступает третий этап игрового танца – развитие. Для более полного достижения поставленных целей педагог усложняет и обогащает наиболее интересные движения лидеров и исполняет их вместо со всеми детьми.

Кульминацией игрового танца является момент наибольшего удовольствия ребенка, его желание сотворчества с одноклассницами. Индивидуальные пляски детей переходят в дуэты, более сложные групповые, хороводные формы. Дети сами моделируют свои танцы, сочиняют свои позы и па, входят в контакт друг с другом.

В развязке игрового танца физическая активность и эмоциональное возбуждение снимаются, происходит телесное и психическое расслабление (возможно, лежа на полу). Детям предлагается оживить в памяти свой танец, выделить интересные эпизоды, рассказать о них.

В процессе игрового танца педагог выполняет разные роли и занимает разные позиции: в подготовительной части занятий он находится в центре, организует класс (общение преимущественно аудиовизуальное), в первой части урока показывает детям разные варианты несложных па и исполняет их вместе с нами, являясь примером для детей. Во второй части педагог уменьшает собственную танцевальную активность, переключая внимание детей на лидеров, поддерживая и развивая их инициативу. Динамическая насыщенность танца у каждого ребенка своя и зависит от его состояния, темперамента и др. В третьей части педагог снова танцует, но более динамичные, энергичные па, и в исполнительском плане – это самая сложная для педагога часть. В кульминации педагог, способствуя активному проявлению детского творческого начала, переходит от одних исполнителей к другим. Варьируя ритмами и позами, он остается в восприятии детей танцующим наравне с ними. В последней части при подведении итогов урока педагог – снова в центре внимания детей, отмечает их достижения и изменения состояния, происшедшие в ходе урока.

Результатами занятия являются: улучшение самочувствия детей общительность, выброс лишней энергии, ощущение самобытности, приобщение к культуре.

Методика игрового танца многофункциональна. Занятия могут быть ориентированы на терапевтические, корригирующие, эстетические, морально-нравственные, образовательные и другие цели.

Игровой танец, вливаясь в учебный процесс, позволяет детям пережить и прочувствовать эмоциональные возбуждения, а в социальном плане включиться в партнерские отношения со своими сверстниками. В педагогике воспитания и образования он направлен на освоение социально значимых норм, принятых обществом, исходит из личности, знакомство с окружающим социокультурным миром. В игровом танце, в отличие от театрального, хореографического, происходит замена жестких формальных знаний на формирующие и поддерживающие. Игровой танец по своей природе требует гибкого и пластичного общения с детьми.