Особенности приобщения детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни

Егорова Оксана Валерьевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 111", г. Череповец, Вологодская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Егорова О.В. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 393760


 

Дошкольный возраст считается наиболее сензитивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его ценности, обладают силой инерции, а сформированные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы обладают устойчивостью, проецируются на будущее, изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно определяют дальнейшее развитие человека. 

А.В. Серый отмечает, что изменения, которые происходят в данном возрастном периоде, становятся основой для формирования аксиологической сферы личности, влияющей на объективную и субъективную готовность ребенка к полноценной жизни в обществе. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни ребенка, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков [20, с. 17].

По мнению С.П. Голышенкова, становление и развитие ценностного отношения к здоровью, его осмысление может происходить в течение всей жизни человека [22, с. 49]. Однако наиболее сензитивным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является старший дошкольный возраст. 

Ценностное отношение дошкольников к здоровому образу жизни А.В. Кирьякова рассматривает как устойчивое личностное образование, основанное на чувственно-эмоциональном восприятии, характеризующееся осознанием здоровья как ценности и обеспечивающее устойчивость, преемственность поведения в деятельности по сохранению и улучшению здоровья [12, с. 3].

По мнению Р.А. Березовской, в формировании ценностного отношения к ЗОЖ присутствуют четыре компонента: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный [3, с. 100].

Целевой компонент представляет собой информационную основу процесса формирования у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ и обусловливает возможные ожидаемые результаты. В соответствии с этим цель определена как формирование устойчивых представлений детей о здоровом образе жизни как ценности, умений осуществлять линию поведения, основывающуюся на приоритете здоровья. Предметно-содержательный компонент образован смысловым наполнением основных аспектов формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни. Организационно-деятельностный компонент раскрывается в многообразии форм, методов и способов деятельности по формированию у дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ жизни, которые определяются выбранными целевыми установками и ведущими направлениями педагогической работы. Результативно-оценочный компонент отражает теоретические представления о промежуточных и конечном ожидаемых результатах деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. 

Для более полного раскрытия механизма формирования у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ Э.М. Казин выделяет его основные критерии: когнитивно-смысловой, эмоционально-волевой, деятельностный и рефлексивно-оценочный [11, с. 18].

Когнитивно-смысловой критерий предполагает отражение в сознании дошкольника результата овладения знаниями о здоровом образе жизни как ценности, осознание его значимости на личностно-смысловом уровне. Эмоционально-волевой критерий отражает спектр установок ребенка старшего дошкольного возраста в осуществлении здорового образа жизни. Он представляет собой качество отношения дошкольника к видам деятельности, направленным на осуществление здорового образа жизни. Деятельностный критерий проявляется в активности ребенка по присвоению данной ценности, т.е. в преобразовании своего поведения на основе полученных знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни. Рефлексивно-оценочный критерий предполагает отражение содержательной стороны ценности в сознании и поведении старшего дошкольника, оценку здорового образа жизни с позиции личностной значимости. Рефлексивно-оценочная деятельность протекает через процессы самопонимания, самооценки, самоинтерпретации, а также понимания, оценки и интерпретации деятельности других людей, которые позволяют осознать, какое значение имеет здоровый образ жизни для человека.

Данные критерии тесно связаны между собой. Причем, отмечает Э.М. Казин, эта взаимосвязь является не суммативной, а системной, поскольку ценностное отношение к ЗОЖ – это целостное образование, в котором в неразрывной связи находятся субъективно-личностные компоненты, выражающие внутренний план отношения дошкольника к данной ценности и объективно-практические действия [11, с. 19].

Обостренная отзывчивость, чувствительность ребенка старшего дошкольного возраста, особая направленность его активности обусловливают меру готовности к преобразованиям в ходе воспитания. При этом ориентиры, установленные в качестве критериев ценности, обладают силой инерции, а сформированное в этом возрасте ценностное отношение к здоровому образу жизни обладает устойчивостью, проецируется на будущее, изменяет образ жизни и жизненную позицию ребенка, влияет на взаимоотношения с другими людьми и определяет дальнейшее развитие личности.

 

Литература:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.
  2. Белоножкина О.В. Смирнова В.Г. Егунова Г.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе: Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы. Волгоград: Учитель, 2007. 173 с.
  3. Березовская Р.А., Никифоров Г.С. Отношение к здоровью. СПб.: Питер, 2003. 607 с.
  4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. 128 с.
  5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352 с.
  6. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 246 с.
  7. Дерябо С., Ясин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. 1994. №2. С.7–16.
  8. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья // Инновации в образовании. 2004. №4. С. 98-110. 
  9. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века / сост. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. М.: АРКТИ, 2000. 80 с.
  10. Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
  11. Казин Э.М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность // Валеология. 2008. № 3. С.18-24.
  12. Кирьякова А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 7. С.1-7.
  13. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Медицина, 2002. 416 с. 
  14. Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. Волгоград: Учитель, 2007. 136 с.
  15. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле - здоровый дух. М.: Педагогическое общество России, 2006. 148 с. 
  16. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПБ.: Питер, 2005. 352 с.
  17. Пономарева Л.И. Эколого-валеологическая направленность дошкольного и начального образования // Известия Уральского государственного университета. 2008.№ 60. С.196-202.
  18. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание. 2003. №9. С.54-56.
  19. Семенов В.Е. Ценностные ориентации российской молодежи и проблемы воспитания.URL: http://nravstvennost. info/library/news_detail.php?ID=2200.
  20. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: КГУ, 1999. 92 с.
  21. Соковня И., Семенова Ф. Понятие о здоровье // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003. № 8-9. С.18-23.