Михайлова Ирина Владимировна
Педагог-психолог, МКОУ "Мостовская СОШ", г. Курган
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Михайлова И.В. Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: чем педагог-психолог может помочь выпускнику и родителю? // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 393425
Описание педагогического опыта
1. Информационный блок
1.1. Обоснование актуальности и перспективность опыта
Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда оканчивали школу, поступали в институт, во время сессий. И все мы в целом представляем себе, что это такое.
В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).
Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В большинстве случаев считается, что специальной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ не требуется, выпускникам достаточно пробного экзамена и инструкции по правилам поведения. Но, видимо, этого мало, поскольку ЕГЭ и ОГЭ принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов.
Нововведения в системе общеобразовательных учреждений предъявляют высокие требования к подготовке к экзаменам, к процедуре прохождения экзаменов.
На официальном сайте Министерства образования, посвященном ОГЭ и ЕГЭ, представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена и т.д. Все эти документы носят общий инструктивный характер. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников.
При рассмотрении проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ упоминают важность психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов, но дальнейшего развития и методического обеспечения эта тема не получает.
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
1.2. Условия формирования ведущей идеи опыта
С моей точки зрения, как педагога-психолога, процедура прохождения ЕГЭ и ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
Для полного видения картины готовности выпускников 9-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ я провожу анкету «Готовность к экзаменам» на начало года и перед экзаменами (Приложение 1) [4].
Цель: оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников (сохранение психологического здоровья).
Использована анкета Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ.
Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к экзаменам глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как:
Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2015 г. – апрель 2016 г.
Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов (Приложение 1.1).
Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам:
Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.2):
Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций.
Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2016 г. – апрель 2017 г.
Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.3):
Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.4):
Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций.
Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.
Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов
Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.5):
Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.5):
Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций.
Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2018 г.
Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов.
Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.6):
Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.7):
Динамику будет видно, когда проведем повторное анкетирование в апреле 2019 года.
Таким образом после проведения психологических занятий по программам» Радуга настроения» и «Мой мир», данные свидетельствуют о положительной динамике по обозначенным параметрам психологической готовности выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Полученные данные доведены до сведения учителей, работающих в 9-11 классах (совещание педагогического коллектива).
Проведено индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики (выявление запроса на помощь и поддержку).
Систематически оформлялся информационный стенд в холле школы, стенды в классных комнатах (темы: «Формулы самовнушения», «Экзаменационная диета» и т.д.). На них размещались рекомендации, советы по психологической поддержке родителей, выпускников в период подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ. Информация также размещалась на сайте школы.
По результатам тестирования, проведенного на выпускниках нашей школы, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
Таким образом, я условно выделила три группы трудностей ОГЭ и ЕГЭ для наших учащихся:
2. Описание технологии опыта
2.1. Целеполагание опыта
В связи с обозначенными проблемами мною составлен План «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» (Приложение 2).
План включает 5 направлений:
По данному плану разработаны программы «Радуга настроения» для 11 класса и «Мой мир» для 9 класса (Приложение 3, 4).
Цель работы: создание условий для оказания психологической помощи выпускникам 9, 11-х классов, их родителям, педагогам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Из основной цели вытекают задачи:
2.2. Организация деятельности
Я считаю, что основным, наиболее важным направлением подготовки является психологическое просвещение и профилактика для выпускников.
Занятия я провожу ежегодно для учащихся – 9, 11 классов во втором полугодии в групповой и индивидуальной форме. На своих занятиях я использую разные методы и приемы: беседы, тренинговые занятия, игры, упражнения. Мои занятия имеют теоретическую и практическую направленность.
Кроме запланированных мною групповых занятий, провожу индивидуальные занятия по запросу учащихся с элементами тренинга по темам:
Например, практикум «Как организовать свое время?» включает в себя составление плана подготовки к экзаменам на два месяца и распределение нагрузки в течение недели. Учащиеся заполняют таблицу по дням недели и разделам «утро, день, вечер». На каждый день записывают, какой предмет, в какое время и в какой форме (курсы, консультация или самоподготовка) готовиться. Такая форма работы помогает учащимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время отдыха.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата Психологическая поддержка во время подготовки к важному этапу в жизни ребенка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах (Приложение 5).
Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги. Для родителей я разработала практические советы, тренинги: «Сдаем экзамены. Психологическая помощь и поддержка (режим питания, режим дня выпускника, эффективные способы работы с информацией, овладение способами снятия тревожности, стресса; родительская поддержка и др.)»
Для просвещения родителей выпускников провожу родительские собрания, на которых предлагаю рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и, даже после, экзаменов, выдаю советы и рекомендации в виде буклетов «Психологи рекомендуют» (Приложение 6).
Мною разработаны рекомендации классным руководителям, учителям – предметникам (на педагогическом совете, совещании педагогического коллектива («Психологические особенности подростков. Риски и проблемы»), «Психологические «мелочи» при подготовке к экзаменам») – по использованию индивидуального подхода к учащимся 9, 11 классов в период подготовки и проведения экзаменов (Приложение 7).
В период подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ с целью оказания психологической помощи и поддержки учащимся 9, 11 классов, родителям в течение учебного года организована работа консультационного пункта:
Вывод по проведенной работе
Литература: