Групповая форма работы как форма организации обучения

Аббасова Севиндж Ниязовна

Учитель английского языка, МБОУ СОШ № 26; Магистрант, гр. М-7081, СурГПУ, г. Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Аббасова С.Н. Групповая форма работы как форма организации обучения // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 393360


 

Групповая работа является одним из средств развития мышления учащихся. Актуальность применения в обучении формы групповой работы обусловлена также требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. 

Использование групповой работы строится таким образом, чтобы организовать взаимодействие учащихся при исследовании способов решения поставленных задач и проведении их рефлексивной оценки.

Эффективность групповой работы проявляется не только в том, что совместная поисковая деятельность улучшает мыслительные навыки школьников, но и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, в отработке навыков организации деятельности, формировании рефлексивных умений [60].

Групповая работа также позволяет обучающимся в ходе урока проявить свои творческие способности. Взаимодействие в учебной деятельности способствует сплочению детского коллектива и развитию самостоятельности каждого ребенка через понимание своей роли и своего вклада в общее дело. 

Возможность видеть и понимать, как результат других детей влияет на твою оценку развивает чувство взаимной требовательности, взаимной и личной ответственности за результат обучения [2].

В ходе групповой работы происходит также обмен ценностями, что наряду с такими методами как взаимопомощь и взаимоконтроль повышают эффективность данного процесса. Выполнение коллективной деятельности позволяет реализовать принцип взаимного обогащения в обучении. является не только исходным для применения групповой работы. 

Таким образом, к задачам групповой работы можно отнести:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе [4].

Условия организации эффективной групповой работы:

  1. Обеспечение каждому члену группы возможности активного участия в выполнении деятельности.
  2. Получение в группе богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности.
  3. Использование в группе норм и правил взаимодействия, позволяющих вывести интересы детей на первый план.
  4. Воссоздание в практической деятельности группы той социальной реальности, с которой в последующей жизни столкнутся дети.
  5. Выявление и учет при организации работы группы задатков ребенка, его индивидуальных личностных особенностей, характерной системы ценностей и т.п. [2].

Групповая работа нравится школьникам, поскольку позволяет реализовать принцип самоуправления деятельности в противовес обычному для учебы постоянному контролю педагога. Дети приучаются действовать согласованно, организовывать свою работу, руководствуясь чувством коллективной ответственности.

За счет достаточно свободного, но целенаправленного общения при работе в группе у учащихся формируются коммуникативная и социальная компетенции. 

При грамотной организации работы групповой метод позволяет вовлечь в процесс обучения каждого ребенка, задействовать его в активной познавательной деятельности, обучить основным нормам общения при групповом решении задач, развивать такие навыки как терпение, ответственность, способность к дискуссии и продуктивному спору [1].

Групповые методы и формы обучения являются одним из средств развития речи, способности к коммуникации, мышления, интеллекта. По сравнению с фронтальным методом обучения результаты групповой работы могут быть выше.

Методы группового обучения:

  • работа в парах;
  • мозговой штурм;
  • игра «Продолжи»;
  • охота за сокровищами;
  • снежный ком;
  • мозаичная группа или «Пазлы»;
  • прием «Зигзаг» (метод пилы) [2].

Технология организации групповой работы включает:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы;
  • подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть работы:

  • сообщение о результатах работы в группе;
  • анализ познавательной задачи, рефлексии [2].

Создание групп может быть выстроено при использовании следующих принципов:

  1. Гетерогенность (разнородность) – подбор состава группы, разнообразного по множеству оснований. Здесь могут быть учтены успеваемость детей, их учебные интересы, наличествующие у разных учащихся умения и навыки.
  2. Разнообразие социально-психологических характеристик при общей психологической совместимости учащихся – обеспечивает стабильность работы группы. Основания – тип темперамента, скорость учебной деятельности, предпочитаемые способы взаимодействия с педагогом и пр.
  3. Оптимальный размер группы – составляет 4 человека. Такое количество детей обеспечивает максимальную работоспособность и удобство взаимодействия участников. 
  4. Составление заданий исключительно для совместного поиска решения, т. е. обеспечивать необходимость включения в работу всех участников группы.
  5. Распределение ролей между участниками группы.
  6. Организация коммуникации в группе и между группами.
  7. Анализ выбранных группой способов деятельности, обсуждение, того, насколько выбранная стратегия эффективна [2].

Реализация группового обучения представляет сложности следующего характера:

  • организация деятельности;
  • доминирование более сильных школьников в обсуждении, игнорирование мнения более «слабых», отказ в помощи [3].

Групповая работа является одной из популярных форм работы с учащимися в силу того, что при должном внимании к организации процесса она позволяет развивать основную часть универсальных учебных действий, предусмотренных стандартами образования, мотивировать детей к изучению предмета, лучшему усвоению и более прочному закреплению материала. 

Литература:

  1. Андреева С.В. Билингвизм и его аспекты // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2009. №3. С. 3438.

  2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш.пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. М., 2001. 173 с.

  3. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. М., 2001. 132 с.

  4. Логопедия: учебник для студ. дефектологических. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. М.: Владос, 2004. 704 с.