Программа по патриотическому воспитанию детей от 3 до 7 лет "Люблю тебя, мой край родной!"

Фёдорова Ольга Михайловна

Воспитатель, МАОУ "СШ №4 с.Яжелбицы" ДО "Буратино", Новгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фёдорова О.М. Программа по патриотическому воспитанию детей от 3 до 7 лет "Люблю тебя, мой край родной!" // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 391328


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Содержательный и организационный разделы


 

Наименование программы

Комплексная целевая Программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «Люблю тебя, мой край родной».

Юридическое наименование Образовательной организации

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4 с.Яжелбицы» ДО «Буратино»

Полный адрес организации

Новгородская область Валдайский район д. Любница улица Молодёжная д.20

Основание для разработки Программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2.Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом

3.Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.

Основные разработчики Программы

Воспитатель высшей категории: Фёдорова Ольга Михайловна

Основная цель Программы

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родной деревне, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своей страны, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи

  1. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родной деревни, чувство гордости за свою малую Родину.
  2. Расширять представления детей о географическом положении, истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родной деревни, края, страны.
  3. Воспитать уважение к традиционным ценностям.

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 4 учебных года.

Направления работы

Воспитание патриотических чувств к родной деревне, краю, стране.

Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.

Программа осуществляется по разделам:

I раздел «Родительский дом – начало начал»

II раздел «Дом, в котором мы живем»

III раздел «Я люблю свою землю, родные края»

Участники

Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп. Родители воспитанников, воспитатель группы, младшие воспитатели, библиотекарь, заведующий Домом культуры, учителя Любницкой средней школы.

Критерии оценивания результатов

Мониторинг задач программы, участие в поселковых, муниципальных, окружных конкурсах по патриотическому воспитанию;

анкетирование родителей;

 педагогическое наблюдение.

Ожидаемый результат

Наличие у детей знаний об истории возникновения деревни, родного края их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости; 

(опрос) возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родной деревни, родного края, страны чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма (наблюдение, анализ);

вовлечение участников проекта (наблюдение, вовлечение, анализ);

формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения (наблюдение);

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

Актуальность.

«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети стали хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждиться жизненное знание нравственности и благородства» Добролюбов Н.А.

Родина начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родина начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе. 

Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, деревней, ближайшим городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родная деревня…Надо показать ребенку, что маленькая родина славна своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без патриотических чувств каждой отдельной личности и общества в целом.

Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование общей культуры и межличностных отношений.

Ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно-нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Множество негативных явлений среди молодых родителей, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, е заполняются содержанием виртуального мир.

В последующем лишенная традиционных нравственно-патриотических ориентиров и ценностей жизнь ребенка превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и даже садистским. 

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. 

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о разработанности проблем включения основ краеведения в практику дошкольных учреждений. Авторы региональных краеведческих программ Алифанова Г.Т., Бибикова Н.В., Серова З.А. и др. (Санкт – Петербург); Алешина Н.В. и др. (Москва); Никитина С.В., Тимонина О.Ю. и др. (Великий Новгород) едины во мнении, что в патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать необходимость формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (деревни, села), создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Данные социального опроса позволили увидеть проблемы со стороны всех участников образовательного процесса. И педагоги, и дети, и родители недостаточно умеют критически мыслить, действовать для изменения социальной действительности; не всегда терпимы к инакомыслию и толерантны; не умеют руководствоваться демократическими ценностями, не имеют навыков достаточных знаний гражданского поведения.

Поэтому и назрела необходимость создания программы по воспитанию патриотических чувств к малой родине, родной деревне «Люблю тебя, мой край родной».

В программе нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями деревни, жизнью и бытом людей; важными людьми: героями труда и ВОВ, культуры и искусства, богатством земли и их значением.

Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализующейся в детском саду, в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 №1155 г. Москва), (далее ФГОС ДО), основной целью, которой является формирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.

Новизна программы 

Программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат история, традиции и обычаи нашей деревни.

Программа предполагает работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов и др. в ее реализации.

Программа состоит из 3 разделов:

I раздел «Родительский дом – начало начал»

II раздел «Дом, в котором мы живем»

III раздел «Я люблю свою землю, родные края»

Данные разделы реализуются в тематических и исследовательских проектах. 

 

Формы организации образовательного процесса, методы и приёмы

Экспериментирование и опыты 

Придумывание сказок, рассказов 

Сюрпризные моменты 

Элементы творчества и новизны 

Игровые и воображаемые ситуации 

Решение логических задач 

Метод моделирования и конструирования 

Исследование предметов живой и неживой природы 

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее) 

Игровые приемы 

Проблемные ситуации и задачи 

Неясные знания (догадки) 

Рассказы значимых людей деревни, работа с фотографиями, картинами местного художника, аудио- и видеоматериалом, проектная деятельность, презентации, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

 

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.

Основная цель Программы. Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родной деревне, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своей страны, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи 

  1. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родной деревни, чувство гордости за свою малую Родину.
  2. Расширять представления детей о географическом положении, истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родной деревни, края, страны.
  3. Воспитать уважение к традиционным ценностям.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

Принцип целенаправленности – воспитание нравственности требует осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей – воспитание любого нравственного качества во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.

Принцип культуросообразности – в процессе воспитания нравственности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Этот принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира.

Принципы связи воспитания морально-этических норм с жизнью – Воспитание нравственности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия в мире.

Принцип уважительного отношения к личности – независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса.

Принцип опоры на положительное в ребенке – Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания нравственности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры).

1.2.1. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Планируемые результаты реализации Программы:

  • положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
  • создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
  • обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада.
  • повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.

Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и участников Программы и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка, с целью определения дальнейших перспектив его развития.

Планируемые результаты освоения Программы являются предпосылкой для формирования у детей целевых ориентиров дошкольного образования, а именно на этапе завершения дошкольного образования:

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонационально, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, ≪что такое хорошо и что такое плохо≫, стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

 

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), (4-5 лет, средняя группа), (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группы).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Родительский дом – начало начал» (семья, детский сад).

2 раздел «Дом, в котором мы живём».

3 раздел «Я люблю свою землю родные края».

 

Содержательный и организационный разделы см. в Приложении.

 

Литература:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: Элиза Трейдинг. 2001.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж: Учитель, 2007.
  4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе // Православная педагогика: Традиции и современность: сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  5. Давыдова Н.В. Мастера: книга для чтения по истории православной культуры. М.: Покров, 2004.
  6. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. СПб: Литера, 2007 (Малышам о родине).
  7. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  8. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России // Дошкольное воспитание. 2007. № 6. С.118-121.
  9. Журнал «Современный детский сад». 2008. №5.
  10. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ. 2008. №12. С. 31-36.
  11. Каирова И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997.
  12. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ.: Детство-Пресс, 1998.
  13. Князева О.Л. Программа социально-экономического развития дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2003.
  14. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 2006. №2. С. 3-8.
  15. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. № 5. С. 3-10.
  16. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С.10-19.
  17. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. М.: Творческий центр, 2005.
  18. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
  19. Курапова Н.С. Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы вместе». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/12/17/programma-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu#h.1fob9te
  20. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988.
  21. Мулько И.Ф. Развитие представление о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2003.
  22. Примерная программа по приобщению старших дошкольников к истории, культуре и природе Новгородского края. Великий Новгород: НРЦРО, 2000.
  23. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ. 2008. №8. С. 27-29.
  24. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 года № 26.
  25. Семенова М. Мы – славяне. СПб.: Азбука, 1998.
  26. Соболева И. Любить малую родину // Дошкольное воспитание .2005. №10. С. 52-54.
  27. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. СПб: Литера. (Малышам о Родине). 
  28. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  30. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников.