Фёдорова Ольга Михайловна
Воспитатель, МАОУ "СШ №4 с.Яжелбицы" ДО "Буратино", Новгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фёдорова О.М. Программа по патриотическому воспитанию детей от 3 до 7 лет "Люблю тебя, мой край родной!" // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 391328
ПРИЛОЖЕНИЕ: Содержательный и организационный разделы
Наименование программы |
Комплексная целевая Программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «Люблю тебя, мой край родной». |
Юридическое наименование Образовательной организации |
Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4 с.Яжелбицы» ДО «Буратино» |
Полный адрес организации |
Новгородская область Валдайский район д. Любница улица Молодёжная д.20 |
Основание для разработки Программы |
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 2.Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом 3.Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. 4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26. |
Основные разработчики Программы |
Воспитатель высшей категории: Фёдорова Ольга Михайловна |
Основная цель Программы |
Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родной деревне, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своей страны, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
Основные задачи |
|
Срок реализации Программы |
Программа рассчитана на 4 учебных года. |
Направления работы |
Воспитание патриотических чувств к родной деревне, краю, стране. Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей. Программа осуществляется по разделам: I раздел «Родительский дом – начало начал» II раздел «Дом, в котором мы живем» III раздел «Я люблю свою землю, родные края» |
Участники |
Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп. Родители воспитанников, воспитатель группы, младшие воспитатели, библиотекарь, заведующий Домом культуры, учителя Любницкой средней школы. |
Критерии оценивания результатов |
Мониторинг задач программы, участие в поселковых, муниципальных, окружных конкурсах по патриотическому воспитанию; анкетирование родителей; педагогическое наблюдение. |
Ожидаемый результат |
Наличие у детей знаний об истории возникновения деревни, родного края их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости; (опрос) возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родной деревни, родного края, страны чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма (наблюдение, анализ); вовлечение участников проекта (наблюдение, вовлечение, анализ); формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения (наблюдение); |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети стали хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждиться жизненное знание нравственности и благородства» Добролюбов Н.А.
Родина начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Родина начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе.
Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, деревней, ближайшим городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родная деревня…Надо показать ребенку, что маленькая родина славна своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без патриотических чувств каждой отдельной личности и общества в целом.
Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить:
Ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно-нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Множество негативных явлений среди молодых родителей, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, е заполняются содержанием виртуального мир.
В последующем лишенная традиционных нравственно-патриотических ориентиров и ценностей жизнь ребенка превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и даже садистским.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о разработанности проблем включения основ краеведения в практику дошкольных учреждений. Авторы региональных краеведческих программ Алифанова Г.Т., Бибикова Н.В., Серова З.А. и др. (Санкт – Петербург); Алешина Н.В. и др. (Москва); Никитина С.В., Тимонина О.Ю. и др. (Великий Новгород) едины во мнении, что в патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать необходимость формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (деревни, села), создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Данные социального опроса позволили увидеть проблемы со стороны всех участников образовательного процесса. И педагоги, и дети, и родители недостаточно умеют критически мыслить, действовать для изменения социальной действительности; не всегда терпимы к инакомыслию и толерантны; не умеют руководствоваться демократическими ценностями, не имеют навыков достаточных знаний гражданского поведения.
Поэтому и назрела необходимость создания программы по воспитанию патриотических чувств к малой родине, родной деревне «Люблю тебя, мой край родной».
В программе нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями деревни, жизнью и бытом людей; важными людьми: героями труда и ВОВ, культуры и искусства, богатством земли и их значением.
Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализующейся в детском саду, в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 №1155 г. Москва), (далее ФГОС ДО), основной целью, которой является формирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.
Новизна программы
Программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат история, традиции и обычаи нашей деревни.
Программа предполагает работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов и др. в ее реализации.
Программа состоит из 3 разделов:
I раздел «Родительский дом – начало начал»
II раздел «Дом, в котором мы живем»
III раздел «Я люблю свою землю, родные края»
Данные разделы реализуются в тематических и исследовательских проектах.
Формы организации образовательного процесса, методы и приёмы
Экспериментирование и опыты
Придумывание сказок, рассказов
Сюрпризные моменты
Элементы творчества и новизны
Игровые и воображаемые ситуации
Решение логических задач
Метод моделирования и конструирования
Исследование предметов живой и неживой природы
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)
Игровые приемы
Проблемные ситуации и задачи
Неясные знания (догадки)
Рассказы значимых людей деревни, работа с фотографиями, картинами местного художника, аудио- и видеоматериалом, проектная деятельность, презентации, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.
Основная цель Программы. Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родной деревне, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своей страны, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Основные задачи
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
Принцип целенаправленности – воспитание нравственности требует осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей – воспитание любого нравственного качества во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.
Принцип культуросообразности – в процессе воспитания нравственности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Этот принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира.
Принципы связи воспитания морально-этических норм с жизнью – Воспитание нравственности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия в мире.
Принцип уважительного отношения к личности – независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса.
Принцип опоры на положительное в ребенке – Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания нравственности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры).
1.2.1. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Планируемые результаты реализации Программы:
Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и участников Программы и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка, с целью определения дальнейших перспектив его развития.
Планируемые результаты освоения Программы являются предпосылкой для формирования у детей целевых ориентиров дошкольного образования, а именно на этапе завершения дошкольного образования:
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонационально, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, ≪что такое хорошо и что такое плохо≫, стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), (4-5 лет, средняя группа), (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группы).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Родительский дом – начало начал» (семья, детский сад).
2 раздел «Дом, в котором мы живём».
3 раздел «Я люблю свою землю родные края».
Содержательный и организационный разделы см. в Приложении.
Литература: