Социализация первоклассников

Лобко Анна Александровна

Педагог-психолог, ГОБОУ ЦППРК, г. Великий Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лобко А.А. Социализация первоклассников // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 15.11.2019).

Заказ № 383356


 

Социализация – это процесс активного усвоения человеком социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений.

Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Одним из этапов успешной социализации ребенка в обществе, является адаптация первоклассника к обучению в школе.

Современные дети поступают в первый класс незрелыми. Согласно теории возрастной периодизации Эльконина в возрасте 6 – 7 лет происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Именно поэтому этот возраст был выбран для начала обучения в школе. Ведущая деятельность, которая должна смениться к 6 – 7 годам на учебную, остается игровой. Как следствие, дети плохо адаптируются к школе. Успеваемость, и самое главное, усвоение знаний, затрудняется. 

Работая психологом в начальной школе, для обучающихся с задержанным психическим развитием (ЗПР), ежегодно в сентябре я встречаю первоклассников, не готовых к обучению в школе. По следующим критериям:

  • не происходит смена ведущей деятельности (первоклассники приходят в первый класс и садятся за парту поиграть);
  • обучающиеся не умеют выстраивать коммуникацию (не знают, как познакомиться и правильно взаимодействовать с окружающими: толкаются, обзываются, не признают личных границ и иногда не признают роль взрослого, относятся к учителю как к равному);
  • не сформировано чувство эмпатии (дети не умеют правильно распознавать эмоции другого человека, правильно реагировать и сопереживать).

С первых же дней, первоклассника в школе начинается процесс адаптации (являющийся частью социализации). У одних детей адаптация к школе проходит быстро и относительно безболезненно. Для других процесс адаптации проходит с большими трудностями: психологическими, эмоциональными и соматическими. Чтобы избежать сильных потрясений при адаптации с первоклассниками проводятся мероприятия по ознакомлению со школой, режимом работы, новым видом деятельности, к которому они приступают. В первые две недели они учатся по облегченному расписанию, у них более короткие уроки и отсутствуют коррекционные занятия.

Психолог принимает активное участие в адаптации первоклассников. Я наблюдаю за их первыми шагами в школе и в первую очередь путем наблюдения выявляю обучающихся, испытывающих трудности в первые дни в школе. Немаловажна и очень информативна работа с родителями и классным руководителем. Учитываются психологические и физиологические особенности каждого ребенка.

В своей работе с первоклассниками использую много игровых упражнений, которые помогают им безболезненно входить в новую для них, школьную жизнь.

При проведении психологических коррекционно-развивающих занятий с обучающимися первого года обучения, обращаю особое внимание на развитие: коммуникативных навыков, эмпатии и принятии позиции школьника.

Для развития эмпатии на занятиях мы знакомимся с чувствами человека, учимся их распознавать по изображениям лиц, изучая мимику. Чаще всего дети умеют распознавать гнев и радость, остальной спектр чувств остается вне их понимания. На примерах и картинках показываю и объясняю в ходе занятий, какие чувства бывают.

Для развития коммуникации провожу занятия, направленные на формирование умения заводить новые знакомства, изучаем понятие дружба, что мешает дружбе. Но для начала провожу диагностическое занятие на определение уровня развития коммуникативных навыков:

 

Занятие первое: «Давайте познакомимся!»

Приветствие

Первым представляется психолог (учитель). Она здоровается с детьми, называет свое имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у нее домашние животные, почему захотела стать психологом (учителем). Предлагает спросить ее о чем-нибудь еще, чтобы быстрее познакомиться.

Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Первый ребенок называет свое имя и рассказывает немного о себе, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. 

Разминка: пальчиковая гимнастика

Кошка

Вот кулак, а вот ладошка.

На ладошку села кошка.

Вот пошла она, пошла.

И в подмышечку пришла.

Основная часть занятия

Дети делятся на пары, и каждой паре выдается два белых листочка в виде пары рукавичек. На правую и на левую ладошки. Задача детей разукрасить рукавички так, чтобы они стали парой. Для этого детям необходимо договорится со своим партнером. Это задание не только на сплочение и развитие коммуникации, но и диагностическое. Я наблюдаю, как кому из детей легко договориться с партнером, кто идет на уступки, а кто навязывает свое мнение и не приемлет другого.

После завершения групповой работы детей. Я презентую получившийся результат и спрашиваю класс, получилась ли у ребят пара варежек.

Завершение

Немного разомнемся. Дети встают со своих мест и далее по тексту стихотворения повторяют движения.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Дружно дерево качали

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали.

Первоклассники садятся в кружок и по очереди говорят, понравилось ли им сегодняшнее занятие. «На сегодня занятие закончено».

Для формирования позиции школьника очень важно соблюдение ритуалов и режима. Если ребенок часто болеет и пропускает занятия, вряд ли он хорошо адаптируется к школе, и у него сформируется внутренняя позиция школьника. Постоянное, без пропусков, посещение занятий, положительный настрой на учебу внутри семейного круга, поддержка родных, внешние атрибуты школьника (форма, рюкзак, школьные принадлежности и т.д.) и самое главное учитель, который возьмет малыша за руку и поведет в страну знаний, с внутренним осознанием своей великой миссии. Соблюдение всех этих условий и тяжелый каждодневный труд приведут к формированию сначала внешней, а затем и внутренней позиции школьника, школьной мотивации и успешной адаптации, что и является социализацией личности ребенка в обществе.

 

Литература:

  1. Мищенкова Л.В. Здравствуй школа! Развивающие занятия для будущих отличников(6 – 8 лет). Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. 192 с. (Игра, обучение, развитие, развлечение).
  2. Мищенкова Л.В. Речь, логика, память, внимание, воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. 192 с.
  3. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 334 с. (Школа развития).
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. — СПб.:Питер, 2008. 208 с.