В гости к Зайке: конспект познавательного занятия по ФЭМП

Самохина Татьяна Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 8 "Сказка", г. Горно - Алтайск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Самохина Т.Е. В гости к Зайке: конспект познавательного занятия по ФЭМП // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 14.11.2019).

Заказ № 382950


 

Познавательное занятие с интеграцией образовательных областей: познавательное (формирование элементарных математических представлений), социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема: «В гости к Зайке»

Цель: создание условий для закрепления и систематизации элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 

Обучающие: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник; сравнивать два предмета по высоте, способом наложения и приложения «высокий», «низкий», контрастных по ширине – «широкий». «узкий»; различать количество предметов – «много», «один»; сравнивать два предмета по длине – «длинный», «короткий»; отвечать на вопрос «сколько»; 

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память. 

Воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям математики, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Словарная работа: круг, квадрат, треугольник, высокий, низкий, широкий, узкий, много, один, длинный, короткий.

Методы: 

  1. Словесный: создание игровых ситуаций, обыгрывание игрушек, внезапность появления, чтение загадок, физ.минутка. 
  2. Наглядный метод: Показ геометрических фигур
  3. Игровой метод: Подвижная игра: «Мы шагаем».
  4. Практический метод: задания «Разноцветные шарики», «Елочки», «Пройди по мостику»

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая

Форма проведения: игра-путешествие. 

Оборудование: игрушки: медведь, заяц, письмо-приглашение, билеты, разноцветные бумажные шарики, елочки, два мостика, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), музыкальное сопровождения.

 

ХОД НОД

I. Организационная часть

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте дружно поздороваемся с нашими гостями.

А сейчас улыбнемся гостям и друг другу.

Давайте мы с вами похлопаем в ладоши. 

Раз, два, три.

И попрыгаем немножко. Раз, два, три.

Мы тихонько покружились

И на землю опустились.

Поднялись и потянулись

И друг другу улыбнулись.

Здесь мы вместе – Ты и Я,

Потому, что мы друзья.

Сюрпризный момент.

Дети, вы слышите, кто-то стучится.

К нам прилетела гостья, не обычная гостья.

А кто она вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Я такая заводная,

Славная и озорная,

Гордой поступью шагаю,

Черный плащик надеваю,

Быстро весело скачу,

Кар-кар-кар,

Всегда кричу. (Ворона)

Правильно, к нам прилетела ворона, а зовут ее Каркуша (Воспитатель показывает игрушку Каркушу).

- Давайте поздороваемся с Каркушой.

Дети, посмотрите Каркуша почему - то грустная. Сейчас узнаю.

Зайчик пригласил Каркушу в гости, а Каркуша заблудилась и просит нас помочь ей. Поможем?

-Скажите, пожалуйста, а на чем можно отправиться в лес?

А у меня есть волшебный конверт.

Давайте посмотрим, что в нем.

Ой, дети – это билеты на автобус, но они необычные, на них изображены геометрические фигуры.

Какая геометрическая фигура изображена на твоем билете?

-Сколько фигур изображено?

Дети, давайте внимательно посмотрим и определим, где ваши места (Звучит музыка, дети едут в лес).

 

II. Основная часть

 

Вот мы и приехали в лес, но чтобы добраться до домика Зайки нам нужно выполнить задания. Готовы?

Первое задание. «Разноцветные шарики» - (найди пару).

Посмотрите, что это?

-Положите столько же красных, сколько зеленых шариков (Применяя прием приложения, раскладывая шарики парами, дети убеждаются, что шариков столько же, сколько и красных).

(Изменяется расположение зеленого ряда шариков, увеличивая или уменьшая расстояния между шариками. После каждого изменения спрашиваю: зеленых шариков столько же, сколько и красных или больше (меньше). Давайте эти шарики, заберем с собой и подарим их Зайке. Ему будет приятно получить подарок.

Задание вы выполнили, давайте поиграем.

-Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

Дети, пока мы с вами играли, Каркуша нечаянно уронил елочки. (большая и маленькая елочка). Давайте елочки соберем. (дети приносят елочки на стол, каждый ребенок выбирает себе елочку).

Смотрите, дети, у каждого из нас елочка. Они одинаковые?

У кого самая большая елочка?

А самая маленькая?

У кого самая низкая елочка?

У кого самая высокая?

Дети, среди елочек есть одинаковые. Найдите своей елочке пару, такого же размера.

У кого елочки одинаковые, возьмитесь за руки.

Молодцы, дети, вы правильно выполнили задание.

Ну, что дети, идем дальше?

Дети, посмотрите перед нами мостики.

Сколько мостиков?

(Посмотрите мостики разные по ширине.)

Чем мостики отличаются?

Чтобы по ним пройти, нам нужно их починить.

Каждая ямка на дорожке, это геометрическая фигура. А чтобы узнать, какая это геометрическая фигура вам нужно отгадать загадки.

1.Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад. А зовут его (квадрат).

2.Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

На меня вы посмотрите,

Мое имя назовите.

3.Он похож на колесо,

А еще на букву О,

По дороге катится

И в ромашки прячется.

Нрав его совсем не крут,

Догадались? Это (круг).

Вы отгадали загадки про геометрические фигуры. Молодцы.

Следующие задание «Пройди по мостику».

- Какими геометрическими фигурами нужно починить широкий мостик?

А узкий мостик?

Сколько геометрических фигур в широком мостике?

А в узком?

Молодцы дети! Вы справились с этим заданием.

Каждый из вас выберет мостик и скажет: «Пойду по узкому мостику (широкому)».

 

III. Заключительная часть

-А вот мы и пришли к домику Зайки. Поздороваемся с Зайкой.

-Дети давайте подарим разноцветные шарики Зайке.

Скажите сколько шариков, сколько Зайчиков? 

-Дети, Зайка говорит вам спасибо за то, что вы помогли Каркуше дойти до домика и предлагает поиграть.

Игра «Мы шагаем».

При команде «короткий», делаем короткие шаги. При команде «длинный», делаем длинные шаги.

Давайте попрощаемся с Каркушой и Зайкой.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте займем свои места в автобусе.

Дети, где мы с вами сегодня были и чем занимались?

Вы молодцы справились со всеми заданиями и помогли Каркуше.

В благодарность за это Каркуша и Зайка попросили меня передать вам угощения.

На этом наше путешествие окончено.

 

Литература:

  1. Комплексные занятия во 2-мл гр. / под ред. Н.Е. Вераксы, 2017.
  2. Математика в детском сад / под ред. В.П. Новикова, 2017.
  3. Математика в детском саду / под ред. Л.С. Метлина, 1984.