Приемы взаимодействия с родителями и детьми (мастер-класс)

Шило Валентина Николаевна

Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат №113, г. Самара

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шило В.Н. Приемы взаимодействия с родителями и детьми (мастер-класс) // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 382126


 

Цель: организовать жизнь ребенка в школьном учреждении так, чтобы обучающийся наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к школе и навыки общения. 

Задача: взаимодействие учителя, воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего школьного возраста. 

Материал для занятия: столы и стулья по количеству участников; цветные восковые мелки; листы А4. 

Адаптационный период - серьезное испытание для детей раннего школьного возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия.

Первый этап подготовки детей в школу мы начали со сбора информации о потенциальных обучающихся. Второй этап заключается в том, что сформированная группа родителей и детей начала посещать занятия образовательного учреждения. Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением обучающихся в школу: родители знакомятся с организацией жизни ребенка в школе, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д. В работе адаптационного клуба применяются различные формы взаимодействия с родителями как традиционные, так и нетрадиционные. На занятиях педагог активно вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс, ненавязчиво обучая их различным методам общения с ребенком: круглый стол, психологические тренинги, деловые игры, решение педагогических ситуаций, консультации. Занятия с детьми проходят в игровой форме с чередованием видов деятельности и содержат в себе различные упражнения: интеллектуальные, музыкальные, художественно-эстетические, физические, речевые и направлены на тренировку памяти, внимания, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, развивают мелкую и крупную моторику. Родители находятся рядом со своими малышами, также проделывают все упражнения, которые предлагаются малышам. Дети находятся в одной группе и мамы невольно начинают сравнивать успехи детей. Педагог всегда напоминает родителям, что успешное развитие - это не когда ребенок делает успехи лучше другого, а когда он делает лучше по сравнению с самим собой. Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе, у них установлены доверительные отношения с сотрудниками школы. 

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медработника, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог успешного течения адаптации детей школьного возраста в школе. 

Отдельные упражнения, помогающие во взаимодействии педагогов с родителями и детьми.

1. Упражнение «Круг рук» 

Проведение: возьмитесь за руки, представьте огонь добра, нежности, любви; представьте, как он увеличивается, его сила переходит в правую руку и вливается в ладонь того, кто стоит справа, насыщая его любовью, и двигается дальше по кругу. Потом любовь возвращается, насыщенная от сердец других участников группы. 

2. Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…» 

Цель: знакомство, сообщение стабильности положительного состояния малышей в период адаптации. Ход: каждый участник по кругу передает маленькую куколку, называя свое имя и сообщая о психо-эмоциональном состоянии своих детей в период адаптации. 

3. Арт-упражнение: «Каракули».

Ход: каждому участнику выдан лист бумаги: 1- нарисовать «каракули», 2-передать по часовой стрелке соседу, полученный лист дорисовать, прорисовать. Передавать, пока рисунок не вернется к хозяину. Оценить полученный неожиданный рисунок. Проговорить ощущения о неожиданном подарке. 

4. Упражнение «Письмо в будущее». 

Ход: Написать письмо о своем малыше, каким он будет в будущем. (Раздать конверты и запечатать на будущее).

5. Упражнение «Свободное время». 

Ход: Обвести руку в центре, написать свое имя, на пальцах написать то, что вы сделаете, когда ваш малыш привыкнет к детскому саду (только о себе).

6. Рефлексия, отзывы.