Методы и приемы формирования и развитие мыслительной деятельности у школьников с ЗПР из опыта работы учителя-дефектолога

Айнбиндер Наталья Алексеевна

Учитель-дефектолог, ОГАОУ "Центр образования "Ступени", г. Биробиджан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Айнбиндер Н.А. Методы и приемы формирования и развитие мыслительной деятельности у школьников с ЗПР из опыта работы учителя-дефектолога // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 14.11.2019).

Заказ № 382077


 

ЗПР – это сочетание букв, пугающее родителей, в последние годы стало встречаться, к сожалению, всё чаще, становясь уже чуть ли не нормой. Давайте с вами разберёмся подробнее, что это такое и какие особенности имеют такие школьники. 

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. 

Если обратимся к статистике за предыдущие года, то можно увидеть, что количество обучающихся с ЗПР в ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан неуклонно растет так в 2016 году 38 школьников, что составляет 31,1%. В 2017 году 41 обучающийся это 33,6 %.  2018 год уже 43 школьника с ЗПР что составляет 35,2% с 1 по 11 классы. 

В сентябре 2018 года в ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на дефектологические занятия были зачислены 38 обучающихся с ОВЗ с 1 по 8 классы из них 30 школьника с ЗПР.  Школьники были зачислены на занятия на основании заключения ПМПК и по результатам входящей диагностики проводимой специалистами специальной психолого-педагогической службы.

С 1 по 15 сентября 2018 года была проведена входящая диагностика 30 обучающихся с ЗПР. По результатам диагностического исследования выявлено 3 уровня развития когнитивной сферы обучающихся. Уровень выше среднего- 10% обучающихся (3 человека), средней уровень 30% школьников (9 человек), ниже среднего 60 % обучающихся (18 человек).

Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитии характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость. Мыслительная деятельность школьников данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования.

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемых совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры (как индивидуальные, так и коллективные) и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.

Особенностью работы дефектолога по формированию приемов умственной деятельности у младших школьников является использование специальных методов, приемов и форм работы обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР.

В результате полученных данных нами были поставлены следующие цели и задачи при реализации коррекционно-развивающих занятий: преодоление и компенсация отклонений в развитии; преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса; осуществление  коррекции недостатков в  психическом развитии детей.

Остановимся подробнее на методах, приемах, формах работы с обучающимися на коррекционных занятиях. Обобщая собственный опыт, представляем вашему вниманию методическую литературу, электронные тренажеры, сайты с онлайн заданиями, дидактические игры, которые мы используем в своей работе на занятиях и уроках с обучающимися с ЗПР. 

Большое внимание на наших занятиях уделено печатным изданиям. Например, рабочие тетради Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников». Каждое занятие в тетрадях представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений. Приведем пример: в рамках темы «Часы и время» учащимся предлагается задание «Говорящие часы». Школьнику нужно расшифровать фразу, для этого понадобится вспомнить расположение цифр на циферблате, проанализировать какая буква будет следующей. Таким образом тренируем память, внимание, мышление. 

Другое печатное издание, которое активно применяется на занятиях это рабочие тетради «Юным умникам и умницам» 1-8 классы автора О.А. Холодовой. В этих пособиях представлены задания более сложного уровня и используются с учениками, которые показали средний и выше среднего уровни развития когнитивной сферы. В данном случае представлены упражнения на развитие и концентрацию внимания. 

На дефектологических занятиях так же используются элементы комплексных работ. Где на основе текста задания распределены на несколько блоков: окружающий мир, русский язык, математика и литературное чтение. Данный вид работы используется с школьниками с различным уровнем развития психических процессов: выше среднего, средним и ниже среднего.

Со старшеклассниками осуществляется работа по сборнику заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы Н.А. Криволаповой. В сборнике представлена система занятий по развитию познавательных способностей учащихся, ориентированная на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга. Вот пример заданий из данного сборника. Назовите функцию(действие) противоположное данной; либо еще одно - найдите как можно больше частей предмета с противоположными свойствами, выполняющих противоположные функции или находящиеся в противоположных состояниях (Например: часы, что в них противоположного? Подвижное – неподвижное, круглое – не круглое, прозрачное - непрозрачное) и т.д. Упражнения такого вида способствуют формированию учебно-интеллектуальных, коммуникативных умений. Таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления.

На слайде вы можете видеть еще несколько пособий, активно используемых нами на занятиях. 

Наряду с печатными материалами в каждом занятии используются интернет ресурсы. Познакомимся с некоторыми из них: 

Один из сайтов достойных внимания – это «cepia.ru», URL: https://cepia.ru/razvitie-pamyati-i-vnimaniya.

Сайт предлагает несколько разделов по развитию основных психических процессов обучающихся (памяти, внимания, мышления) По мимо этого на сайте есть бесплатные практические интернет – занятия.

Еще один сайт который может пригодится как учителям, работающим в старшей школе, так и учителям начальных классов – «Cross: составь свой кроссворд онлайн», URL: http://cross.highcat.org/ru_RU/#.

Здесь вы можете составить кроссворд по списку ваших слов. Просто введите слова. Вот пример одного из кроссвордов, составленных на этом ресурсе по теме «Дикие и домашние животные» 

Следующий сайт уникальная, на наш взгляд, разработка генератора ребусов «rebus1.com», URL: http://rebus1.com, раздел «Генератор ребусов».

Сайт генерирует в ребусы любое слово или фразу даже на англ языке. Ребусы оказывают огромную роль на развитие мышления ребенка. Они помогают расширить кругозор, тренируют сообразительность, логику и интуицию. В процессе поиска правильного ответа в игровой форме мы учимся рассуждать и делать необходимые выводы.

Ну и последний сайт которым хотелось бы поделится это «https://learningapps.org», URL: https://learningapps.org/.

Данный сайт представляет возможность не только создавать различные учебные модули по заданным темам, но и регистрировать свой класс или отдельных учеников для прохождения того или иного модуля. Это позволяет создать уникальный, конкретный модуль для каждого ученика в зависимости от уровня его развития. Например, для первого класса нами был создана викторина в рамках занятия «Перелетные птицы». Для 5 класса тест по прочитанному тексту с выбором правильного ответа и т. д. Используя такие задания мы стараемся повышать интерес к учебной деятельности. Продолжаем тренировать важнейшие психические функции: внимание, восприятие, мышление.

Еще одной формой используемой нами в работе по развитию мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР является использование дидактических пособий таких как: С.С. Вохринцева проект «Планета Земля». Сюда включена работа по сюжетным картинам (составь рассказ по картине), работа с разрезными картинами и др.

При обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ нельзя забывать о важности дидактически игры. Нами используются такие дидактические игры как: развивающая игра «Ассоциации» требуется выбрать предмет и что с ним ассоциируется. Игры серии «Учись играя» которые включают такие игры как «Времена года», «Части и цело», «Признаки», «Логика» и др. Данные игры мы используем как с младшими школьниками так и с обучающимися старших классов например на этапе актуализация знаний или в качестве минутки релаксации. 

Важное значение в подборе форм и методов работы с обучающимися с ЗПР имеет конечно и материально-техническое оснащение нашего Центра. 

Сенсорная комната, активно используемая нами на занятиях для воздействия на все органы чувств, и достижения с помощью него различных целей: расслабления, активизации, развития органов восприятия.

Игровой комплект «Пертра» который является неотъемлемой частью наших занятий. Используется не только с школьниками различного уровня развития когнитивной сферы, а так и с обучающимися разного возраста. Комплект способствует развитию пространственных представлений и концентрации внимания, формированию представлений о геометрических формах, цвете и размере, о тождестве и симметрии, о пространственных и математических отношениях; соотнесение и сравнение. Развитию координации глаз – рука, а также развитию навыков сравнения и классификации. 

В результате проводимой работы, использования представленных форм, методов обучающиеся с ЗПР учатся устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различные основания, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов. 

По результатам промежуточной диагностики проводимой нами в январе 2019 года, с данной выборкой обучающихся, можно сделать вывод о эффективности нашей работы  наглядно представленной в диаграмме (слайд) «Уровень развития когнитивной сферы обучающихся с ОВЗ» (промежуточная диагностика). На уровне выше среднего 10% обучающихся (3 человека), на среднем уровне 40 % школьников (12 человек), на уровне ниже среднего 50% (15 человек).  Если сравнивать показатели обучающихся на начало учебного года и по окончанию II четверти видна не большая динамика. Итоговая диагностика запланирована нами на конец мая 2019 года, где наглядно можно будет увидеть результативность нашей работы, правильность подбора форм, методов и приемов развития мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ за весь учебный год.

Таким образом, систематическая коррекционная работа по формированию и развитию мыслительной деятельности школьников с ЗПР существенно изменяет способы ориентировки такого ребенка в окружающем мире, приучает его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к развитию его интеллектуальных возможностей: обучающиеся начинают ориентироваться не только на цель, но и способы достижения ее. 

В заключении стоит отметить, что задача каждого учителя работающего с школьниками с ОВЗ – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».