Пешкова Лариса Сергеевна
Воспитатель, МАДОУ № 82, г. Томск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пешкова Л.С. Мир запахов – гармония с самим собой // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 382833
Мы живем в мире запахов благодаря обонянию.
Цветущий луг, запах цветка, аромат леса это не только коллекция запахов – это коллекция состояний души, покоя, умиротворения, психики. Именно определённые психические состояния привлекают человека в мир ароматерапии. Человек всегда стремился к счастью, положительным эмоциям.
Обоняние – основной источник информации не только у животных, но и у человека. Только эта информация воспринимается бессознательно. Обоняние весьма и весьма загадочное чувство. Это древнейшее чувство, первый дистантный рецептор живых организмов. Задолго до того, как развивались и совершенствовались зрение и слух, обоняние обеспечивало живым существам две их главнейшие функции – питание и размножение. Корковые центры этого анализатора находятся у человека в обонятельном мозге, в так называемой извилине морского коня и аммониевом роге – в древнейшей части головного мозга. Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные переживания, приятные либо неприятные, вообще, безличных запахов не существует. Запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную. Поэтому каждый человек отдает предпочтение своим, понравившимся ароматам, что отражает его индивидуальность и даже состояние физического здоровья. Влияние запахов на состояние человека известно с давних пор. Элементы душистых растений найдены в мотивах декоративных рисунков первобытных пещерных людей. Достоверные сведения о том, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к пятому тысячелетию до нашей эры. Структуры обонятельного анализатора принимают важное участие в организации психической сферы человека, влияют на скорость мыслительных процессов, на концентрацию внимания, мотивацию, умственную и физическую работоспособность. Они обеспечивают воздействие на эмоции человека, память (ассоциативная память), гармонизируют внутренний мир человека.
Запахи окружают нас повсюду и, так или иначе, воздействуют на наше состояние и настроение. Ароматы растений снимают усталость, улучшают память, укрепляют сон. Найдя свой запах можно поправить здоровье, противостоять трудностям, иметь большой успех в своих начинаниях. Использование ароматических масел ведёт свою историю с древнейших времён. Ещё Гиппократ прописывал своим пациентам ароматические ванны и масляный массаж. Целебные свойства эфирных масел признавались в Греции, Риме и Китае. Древние египтяне использовали ароматы для ухода за кожей, ароматизации одежды, добавляли в пищу и вино. А в древней Индии считалось, что ароматы настраивают ум и раскрывают душу.
Попадая в организм человека через дыхательные пути, ароматы оказывают целебное воздействие. Человек обретает душевное равновесие и покой. Такое использование летучих масел растений, в том числе эфирных масел, для психологического и физического воздействия называют ароматерапией. Ароматы аккумулируют в себе живую энергию заповедных уголков и передают ее нам. Деревья и травы выделяют особые вещества, которые усваиваются легкими и являются катализаторами биохимических процессов и обмена веществ, напрямую влияя на настроение, способствуют расслаблению, успокоению, снятию усталости, избавлению от бессонницы, являются антидепрессантами. Некоторые древние философы называли эфирные масла даром богов, отдавая должное их необыкновенным свойствам.
Центры обоняния в человеческом мозге расположены рядом с центрами, отвечающими за эмоциональное состояние, поэтому вдыхание ароматических масел способствует развитию эмоциональной сферы и помогает развитию интеллекта.
В настоящее время возрастает интерес к использованию эфирных масел в разных областях жизни человека и воздействуют на наши чувства:
Человек всегда стремился к счастью и положительным эмоциям! Эта чудесная сила, во власти которой мы так часто находимся. Иногда это приветствуется, например, в период любви, счастья, радости. В другое время эмоции осложняют нам жизнь, вносят хаос в те ситуации, которые нам ясны. Изредка они пугают нас, и мы кричим: «Нет! Оставьте меня, мои страхи. Гнев уходи!». Эмоции рождаются вместе с нами. Маленький ребенок не обладает знаниями и не умеет мыслить рационально. Им управляют чувства. Дети говорят: «Я боюсь! Я голоден! Это моё! Я хочу! Дай!» – или путем познания, проверяют чувства безопасности и любви окружающих. Эмоции помогают ребенку субъективно ориентироваться в огромном мире, помогают ему выжить, но это и страх. Непредвиденные чувства и мысли, заполняют всю душу ребенка. Страх темноты – это страх, который не является просто страхом, это постоянный террор. Гнев, который охватывает ребенка, воздействует на все тело. А когда ребенок радуется, то радуется всё его существо. Главной задачей воспитания – помочь ребенку взаимодействовать с его эмоциями при помощи органа обоняния. Эта работа может быть разделена на несколько шагов:
Мы, взрослые, обладаем эмоциями, но не эмоции обладают нами. Помочь детям в этих сложных для них ситуациях может взрослый, предложив в начале запах любимого шоколада, цветка. Запахи приносят успокоение, благоприятствуют здоровью и внутренней гармонии. Механизм воздействия аромастраниц эфирных масел основан на их селективной стимуляции или торможении подкорковых структур головного мозга и на передаче этих модуляций нервно-рефлекторной активности через ретикулярную формацию на корковые структуры. Стрессы, страхи, тревоги, экологическое неблагополучие пагубно сказываются на здоровье ребёнка. Следует помнить, что все эмоции, положительные и отрицательные, передаются ребенку. Важно создать для них спокойную и гармоничную атмосферу. Возникают страхи, беспокойства, появляются различные проблемы. В своей работе мы используем аромастраницы. При профессиональном использовании метода аромастраниц можно достичь положительных результатов в решении различных проблем в развитии ребенка.
Литература: