Грудинина Галина Викторовна
Галяутдинова Оксана Рауфовна
Воспитатель, МДОУ "Д/с № 179 о.в.", г. Магнитогорск
Воспитатель, МДОУ "Д/с № 179 о.в.", г. Магнитогорск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Грудинина Г.В., Галяутдинова О.Р. Знакомим детей с правилами безопасного поведения с помощью сказки // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 372204
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена область «Безопасность» как одна из самых важных. Её содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
В воспитании детей большую роль играют сказки. Они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром сказки, позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.д. Возьмите любую сказку, и вы найдете в ней массу советов по технике безопасности – ёмких, коротких, образных, с советами-предостережениями . Например, о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, петушок и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
У маленьких детей воображение еще спит, и поэтому младенец пока не будет особо переживать за обманутого колобка. Он пока не понимает, что «быть проглоченным» и «умереть», по сути, одно и то же. Малышу, если честно, поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Его настораживает ваш голос! И маленький ребенок сначала смутно, а потом чётче осознаёт, что тут что-то не так. Ребенок вслушивается и что-то откладывается в его памяти, и он потихоньку запоминает очень нужные предостережения и правила поведения – правила безопасности. Причем важная для малыша информация подается в самой доступной форме – в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал в себя с молоком матери), остается с ним на всю жизнь. В народных сказках есть четкая инструкция, чего нельзя делать пока ты – ребенок.
Слушая колыбельную «Баю-баюшки, баю…», малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край. «Край» - некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там за «краем» находится чужая «земля», на которую вторгаться опасно, там «серенький волчок» (символ неведомого и коварного). Поэтическая форма помогает ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия; «край», «свое - надёжное», «чужое - опасное»
Конечно, «своя» территория со временем начнёт расширяться. Сначала до размера комнаты, потом – до размера квартиры, «своего» двора … К году малыш пойдет своими ножками. Но, приближаясь к границе «своего», т.е. освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он усвоил - новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».
Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? Об этом он уже знает из песенки про серого козлика, которому вздумалось «в лес погуляти» (что с ним случилось? Да-да, «остались рожки да ножки»).
А история с доверчивым наивным колобком, который ушел гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка на нос и съела его. Мы не осуждаем колобка, а лишь его беспечный поступок, ориентируя детей на будущее, давая оценку поведению колобка, помогая понять ребенку, в чем же его ошибка.
А в сказке «Кот, петух и лиса», петух, оставаясь дома один, забыл про наказы кота не высовываться в окно, и был утащен плутовкой лисой. И опять же, сказка учит, если попал в беду, кричи, зови на помощь, что и делает петушок.
В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Иванушка не послушался сестрицу и напился воды из козьего копытца. В этой сказке даётся намек – не пить и не есть не знакомых продуктов, нельзя ничего брать у незнакомых людей и нельзя никуда ходить с незнакомыми (а Алёнушка, нарушив правила безопасности, пошла купаться с незнакомой женщиной на речку).
Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди», вопреки наказам матери, оставила братца одного возле дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что братца унесли гуси-лебеди, а ей пришлось приложить немало сил, чтобы его вернуть.
А в сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она еще не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живет бабушка, а в-третьих, увидев, что бабушка выглядит не так, как обычно, села рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь на помощь. А Маша в русской народной сказке «Маша и медведь» была в лесу невнимательна: «Деревце за деревце, кустик за кустик…»
Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы и не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает жить. То только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт нескольких поколений. Сказки многослойны, и один из слоёв – те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в «другом» большом мире необходимо соблюдать элементарные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом, повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (это очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нем добрые и злые, и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь. А если вдруг попадёшь в переделку – как из неё выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым. Ведь недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Планируя работу по охране жизни и здоровья дошкольников, необходимо прибегать к помощи сказочного материала. Сказки и сказочные истории увлекают ребенка, способствуют запоминанию ребенком определенных правил безопасности. Таких сказок и историй много, их можно использовать, начиная с младшего возраста.
Приведем несколько примеров использования сказки и сказочного материла педагогами нашего ДОУ:
Литература: