Конкурс чтецов "Встречаем птиц" (сценарий внеклассного мероприятия)

Осипова Валентина Николаевна
Гордеева Надежда Николаевна

Воспитатель, БОУ "Чебоксарская ОШИ для обучающихся с ОВЗ" МО ЧР, г. Чебоксары
Учитель начальных классов, БОУ "Чебоксарская ОШИ для обучающихся с ОВЗ" МО ЧР, г. Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Осипова В.Н., Гордеева Н.Н. Конкурс чтецов "Встречаем птиц" (сценарий внеклассного мероприятия) // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 378690


 

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.

Задачи:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах;
  • познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц;
  • показать огромное значение птиц в природе и жизни человека;
  • раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к птицам;
  • прививать любовь к родной природе;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

развивающие:

  • развивать творческое воображение и фантазию у учащихся начального звена;
  • развивать логическое мышление и внимание;
  • развивать умения и навыки самостоятельной работы у младших школьников.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка.

Оформление: мультимедийная презентация, выставка рисунков.

Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального оформления, изготовление слайдов, подготовка художественных номеров.

 

Ход мероприятия

Ведущий 1.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса 

Значит, к нам пришла весна!

Ведущий 2: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги и все участники нашего праздничного мероприятия! Сегодня в этот теплый апрельский день, когда на улице звенит капель, а по дорожкам бегут весёлые ручейки и все кругом согрето дыханием весны, мы собрались в этом нарядном зале, чтобы вместе с вами торжественно поприветствовать наших друзей.

Ведущий 1. А кто они? Вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица)

Правильно, ребята. Это птицы, наши пернатые друзья! Сегодня мы проведем тематический конкурс чтецов и песен «Встречаем птиц». Ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите представить почетных гостей нашего конкурса (представление членов жюри).

Объявляю, конкурс чтецов «Встречаем птиц» открытым!

Ведущий 2. 1 апреля мы празднуем Международный день птиц. Эта дата проведения праздника выбрана не случайно. Ведь в апреле большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой - в родные края.

Ведущий 1. В далеком 1894 году в Соединенных Штатах Амеpики в небольшом городке Оил-Сити, который находится в штате Пенсильвания, был впервые проведен День птиц, организованный местным школьным учителем Чарльзом Бабкоком для своих учеников. Эту акцию поддержали журналисты местных печатных издательств, которые распространили эту новость по всей Америке, и новый детский праздник быстро набрал свою популярность.

Ведущий 2. В начале 20 века праздник попал в Европу, где в Париже в 1902 году была составлена «Всемирная Конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», которая вступила в силу 12 декабря 1905 года. Эту конвенцию подписали более десятка государств Европы. С 1906 года в мире начали отмечать Международный День птиц. Главной целью проводимых в праздник мероприятий является сохранение видового разнообразия и численности пернатых.

Ведущий 1. На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает 100 миллиардов.

Ведущий 2. Птиц можно встретить и в угольных шахтах, и на вершинах гор, в джунглях, городах и пустынях, над океанами и на вечных льдах. Куда бы мы ни бросили свой взгляд, мы всегда увидим птиц.

Ведущий 1. Итак, сегодня и мы посвятим наш конкурс стихов и песен пернатым друзьям, в котором будут принимать участие ученики 1-4 классов школы-интерната.  

Наш первый конкурс – стихи о птицах. (Выступление обучающихся 1а, 1б, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а классов).

Пока жюри совещается, поговорим о птицах.

Загадки для разминки

1. Не ворона, не синица.

Как зовётся эта птица?

Присмотритесь на суку –

Раздалось в лес: «ку-ку!» (Кукушка)

 

2. Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

 

3. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы 

Филины и… (совы)

 

4. Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

 

5. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

 

6. И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (cиница)

 

7. Сидит он на болоте

И плачет днем и ночью,

Другим же плакать не велит.

Как птицу ту зовут? (Кулик)

 

8. Хоть и две ноги у птицы,

Удобней на одной стоится.

Из речки лягушат, как капли,

Кто ловит клювом? (Цапля)

 

Ведущий 2: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете птиц. Продолжаем наш конкурс.

Издавна птицы привлекали внимание человека своим прекрасным мелодичным пением. Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение. 

Ведущий 1.  Чирикая, щебеча, каркая, пернатые призывают других птиц или вызывают противников на бой, выражают свою радость или страх, предупреждают об опасности или проявляют любопытство и удивление. Птицы разных видов чудесно понимают друг друга.

А сейчас объявляю второй конкурс – исполнение песен о птицах. Пока жюри совещается, поговорим о птицах.

Викторина для зрителей

«Удивительные факты из жизни птиц»

  1. Правда ли, что за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз? (Да)
  2. Правда ли, что во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой? (Нет, они носят пищу своим самкам в период ухаживания)
  3. Правда ли, что у птички малиновки 3000 перьев? (Да)
  4. Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами? (Да)
  5. Правда ли, что в Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат говорить? (Да)
  6. Правда ли, что ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают? (Нет, большую часть времени ласточка летает или сидит)
  7. Правда ли, что колибри – единственная птица, способная летать назад? (Да)
  8. Правда ли, что пингвин единственная птица, которая может плавать, но не может летать? (Да)
  9. Правда ли, что большая рогатая сова может поворачивать голову на 280 градусов? (Да)
  10. 10.Правда ли, что чайки пьют только пресную воду? (Нет, чайки пьют и соленую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли)
  11. 11.Правда ли, что грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками? (Нет)
  12. 12.Правда ли, что ворон может досчитать до пяти? (Да)

Ведущий 2. Птицы приносят природе и человеку огромную пользу, потому что они уничтожают вредных насекомых, помогают опылять культурные и дикорастущие растения, способствуют распространению плодов и семян. А сколько удовольствия получает человек от общения с птицами, наслаждается их мелодичными пением. 

Ведущий 1. А теперь, ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе нашу планету без птиц. Если исчезнут птицы, то человек и весь животной мир погибнет. И чтобы этого не случилось, чтобы не произошло экологической катастрофы на планете Земля, мы должны беречь и охранять наших пернатых друзей, помогать им в зимнее время. 

Ведущий 2. Ребята, уважаемые педагоги и гости нашего праздника, посмотрите, какие красивые рисунки нарисовали наши ребята своими руками. И следующий наш конкурс называется «Птицы – наши друзья».

Ведущий 1.  Слово предоставляется жюри. (Подведение итогов конкурсов и награждение памятными призами и дипломами победителей)

Ведущий 2. На восходе ярко солнышко встает.

При любой погоде птица запоет,

Будет петь и в зной, и в слякоть и в жару,

Чтобы человек стремился к свету и добру.

Ведущий 1: Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Конкурс наш весенний удался на славу!  Думаю, всем он пришелся по нраву! Всего вам доброго.  До новых встреч! 

Дети и гости прощаются и уходят под пение птиц с музыкой.

 

Литература:

  1. Авилова К.А. Позвоночные животные, изучение их в школе. М.,1983.
  2. Бианки В. Лесная газета. М.,1986.
  3. Дмитриев Ю. Большая книга леса. М., 1974.
  4. Строков В. «Пернатые друзья лесов»: пособие для учащихся. –М. Просвещение, 1975.
  5. Флинт В. «Птицы наших лугов и полей». М.: Дет. лит., 1978.
  6. Шпястный К. «Певчие птицы». М., 1980.
  7. Энциклопедия для детей «Я познаю мир».
  8. Интернет - ресурсы