Решение простых и составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Закрепление: конспект урока по математике (4 класс)

Нейфельд Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов, МОУ С(к) ОШ №5 VIII вида, г. Кыштым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нейфельд Т.В. Решение простых и составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Закрепление: конспект урока по математике (4 класс) // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 376893


 

Тема: Решение простых и составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Закрепление.

Цель: формирование умения решать простые и составные задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз. Закрепление знаний о единицах длины.

Задачи:

Предметные: способствовать формированию умений решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выбирать и обосновывать выбор действия для решения задач содержащих отношения « больше в…», «меньше в…», выполнять краткую запись к задаче, решать простые и составные задачи в 2 действия. 

Закрепить знания о единицах длины.

Метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать через решение задач и проблемных ситуаций, активный словарный запас учащихся, коммуникативные учебные действия через формирование умения работать в паре.

Личностные: формировать целеустремлённость при решении учебной задачи; представление о значении математики в жизни человека; взаимное уважение друг к другу, умение адекватно оценить себя и товарищей.

Технологии: проблемное обучение, ИКТ, игровая

Методы: словесные, наглядные, практические. 

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу, у вас прекрасное настроение.

Садитесь.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спинка? Прямая

- Не забывайте, пожалуйста о том, что правильная осанка, залог хорошего здоровья

- Готовы ли вы к уроку? 

- Сегодня вам ещё понадобятся: внимание, память, математическая смекалка. 

- Слушаем внимательно, работаем старательно!

Ручейки бегут быстрее,

Солнце светит всё сильнее.

Воробей погоде рад -

Он встречает месяц …

(март)

- О каком месяце говорится в этой загадке? (март)

- А какое это время года? (весна)

- Теперь откройте тетради, запишите дату.

- Сегодня 19 марта.

II. УСТНЫЙ СЧЕТ. «Мозговой штурм.»

1) «Найди лишний»

- Уберите лишнюю единицу измерения: км, м, мин., см, дм, мм.

- Запишите единицы длины в порядке возрастания

- Назовите самую маленькую и самую большую единицу длины

- Какие единицы длины используют для измерения небольших отрезков?

- Увеличьте 1 см в 10 раз. Каким действием нашли? Сколько получилось? Значит, чтобы увеличить число в несколько раз, что мы делаем (умножаем)

- Уменьшите 100 см в 10 раз. Каким действием нашли? Сколько получилось? Значит, чтобы уменьшить число в несколько раз, что мы делаем (делим)

(Задачи фронтально, 1 на индивидуальной доске)

- Весной перелетные птицы возвращаются в родные края. Ласточка за 1 минуту пролетает 1 км, а стриж в 2 раза больше. Сколько км пролетает стриж за 1 минуту?

- Как решили? (Х 2 или увеличили в 2 раза). Значит, чтобы увеличить число в несколько раз, что мы делаем (умножаем)

Во время перелета птицы отдыхают 8 дней, а летят в 4 раза меньше. Сколько дней летят птицы?

- Как решили? (: на 4 или уменьшили в 4 раза). Значит, чтобы уменьшить число в несколько раз, что мы делаем (делим)

- Для чего же необходимо уметь считать, выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления? (Решать задачи)

- Где мы встречаемся с задачами? (в учебнике, в жизни)

- Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке? Определите тему урока? (записываю тему урока)

Определение цели урока.

- Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке.

Закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз с использованием действий умножения и деления.

Закрепить умение пользоваться таблицей умножения

Повторить единицы длины

III Работа по теме урока

1) задача

- Прочитайте задачу

Осенью в тёплые края гуси летели 20 дней, а весной в родные края в 2 раза быстрее. Сколько дней гуси летели весной?

- Прочитайте условие задачи.

(Разбор задачи и составление краткой записи)

- Прочитайте вопрос задачи. 

- Каким действием решаем задачу?

(Решение задачи) (1 у доски остальные на местах)

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

2) задача

- Составьте задачу по краткой записи

Утка-3кг

Лебедь- ? кг, в 5 раз больше

Утка весит 3кг, а лебедь в 5 раз больше.

- Задайте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия

(Самостоятельное решение задачи, взаимопроверка)

Проверка на слайде.

Объяснение решения.

- Как вы думаете расстояние, которое преодолевает птица без остановки, зависит от веса птицы? (Более крупные птицы способны преодолевать большие расстояния в отличии от мелких. Так лебедь без остановки преодолевает 400 км, а утка-200 км.)

IV Геометрическое задание

При перелётах птицы преодолевают многие тысячи километров. Путь птиц не похож на прямой путь. 

Сегодня мы проследим путь ласточки с места зимовки в родные края, хотя много веков назад предполагали, что ласточки зимуют на дне водоемов, зарывшись в ил, а с наступлением весны выбираются на поверхность.

(Работа в парах)

- Возьмите карты. На карте найдите *1- это бассейн Конго в Африке; найдите *2-это Индия; найдите*3- это Тайланд; найдите*4- это Урал, родной край.

(учащиеся соединяют цифры)

- Посмотрите на чертеж, что мы начертили?

- Из скольких отрезков состоит ломанная?

- Измерьте длину каждого отрезка и вычислите длину ломаной. Как вычислить длину ломанной?

Проверка

Это расстояние ласточки преодолевают за 2-3 мес.

Как высчитывать точное расстояние с помощью линейки и карты вы научитесь в старших классах на уроках географии и математики.

V Итог.

- Давайте подведем итоги урока

- Вспомним что мы должны были повторить и закрепить на уроке.

- Какие задания выполняли?

- Мы сегодня хорошо работали на уроке. 

Закрепили умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз с использованием действий умножения и деления.

Закрепили умение пользоваться таблицей умножения

Повторили единицы длины

VI Рефлексия

- У вас на партах скворцы разного цвета. Прикрепите на скворечник:

- Зеленого скворца, если считаете, что урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен очень собой!

- Желтого скворца, если сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой

- Красного скворца, если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!