Нейфельд Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов, МОУ С(к) ОШ №5 VIII вида, г. Кыштым
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Нейфельд Т.В. Решение простых и составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Закрепление: конспект урока по математике (4 класс) // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 376893
Тема: Решение простых и составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Закрепление.
Цель: формирование умения решать простые и составные задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз. Закрепление знаний о единицах длины.
Задачи:
Предметные: способствовать формированию умений решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выбирать и обосновывать выбор действия для решения задач содержащих отношения « больше в…», «меньше в…», выполнять краткую запись к задаче, решать простые и составные задачи в 2 действия.
Закрепить знания о единицах длины.
Метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать через решение задач и проблемных ситуаций, активный словарный запас учащихся, коммуникативные учебные действия через формирование умения работать в паре.
Личностные: формировать целеустремлённость при решении учебной задачи; представление о значении математики в жизни человека; взаимное уважение друг к другу, умение адекватно оценить себя и товарищей.
Технологии: проблемное обучение, ИКТ, игровая
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь друг другу, у вас прекрасное настроение.
Садитесь.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спинка? Прямая
- Не забывайте, пожалуйста о том, что правильная осанка, залог хорошего здоровья
- Готовы ли вы к уроку?
- Сегодня вам ещё понадобятся: внимание, память, математическая смекалка.
- Слушаем внимательно, работаем старательно!
Ручейки бегут быстрее,
Солнце светит всё сильнее.
Воробей погоде рад -
Он встречает месяц …
(март)
- О каком месяце говорится в этой загадке? (март)
- А какое это время года? (весна)
- Теперь откройте тетради, запишите дату.
- Сегодня 19 марта.
II. УСТНЫЙ СЧЕТ. «Мозговой штурм.»
1) «Найди лишний»
- Уберите лишнюю единицу измерения: км, м, мин., см, дм, мм.
- Запишите единицы длины в порядке возрастания
- Назовите самую маленькую и самую большую единицу длины
- Какие единицы длины используют для измерения небольших отрезков?
- Увеличьте 1 см в 10 раз. Каким действием нашли? Сколько получилось? Значит, чтобы увеличить число в несколько раз, что мы делаем (умножаем)
- Уменьшите 100 см в 10 раз. Каким действием нашли? Сколько получилось? Значит, чтобы уменьшить число в несколько раз, что мы делаем (делим)
(Задачи фронтально, 1 на индивидуальной доске)
- Весной перелетные птицы возвращаются в родные края. Ласточка за 1 минуту пролетает 1 км, а стриж в 2 раза больше. Сколько км пролетает стриж за 1 минуту?
- Как решили? (Х 2 или увеличили в 2 раза). Значит, чтобы увеличить число в несколько раз, что мы делаем (умножаем)
Во время перелета птицы отдыхают 8 дней, а летят в 4 раза меньше. Сколько дней летят птицы?
- Как решили? (: на 4 или уменьшили в 4 раза). Значит, чтобы уменьшить число в несколько раз, что мы делаем (делим)
- Для чего же необходимо уметь считать, выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления? (Решать задачи)
- Где мы встречаемся с задачами? (в учебнике, в жизни)
- Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке? Определите тему урока? (записываю тему урока)
Определение цели урока.
- Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке.
Закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз с использованием действий умножения и деления.
Закрепить умение пользоваться таблицей умножения
Повторить единицы длины
III Работа по теме урока
1) задача
- Прочитайте задачу
Осенью в тёплые края гуси летели 20 дней, а весной в родные края в 2 раза быстрее. Сколько дней гуси летели весной?
- Прочитайте условие задачи.
(Разбор задачи и составление краткой записи)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Каким действием решаем задачу?
(Решение задачи) (1 у доски остальные на местах)
Физминутка
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
2) задача
- Составьте задачу по краткой записи
Утка-3кг
Лебедь- ? кг, в 5 раз больше
Утка весит 3кг, а лебедь в 5 раз больше.
- Задайте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия
(Самостоятельное решение задачи, взаимопроверка)
Проверка на слайде.
Объяснение решения.
- Как вы думаете расстояние, которое преодолевает птица без остановки, зависит от веса птицы? (Более крупные птицы способны преодолевать большие расстояния в отличии от мелких. Так лебедь без остановки преодолевает 400 км, а утка-200 км.)
IV Геометрическое задание
При перелётах птицы преодолевают многие тысячи километров. Путь птиц не похож на прямой путь.
Сегодня мы проследим путь ласточки с места зимовки в родные края, хотя много веков назад предполагали, что ласточки зимуют на дне водоемов, зарывшись в ил, а с наступлением весны выбираются на поверхность.
(Работа в парах)
- Возьмите карты. На карте найдите *1- это бассейн Конго в Африке; найдите *2-это Индия; найдите*3- это Тайланд; найдите*4- это Урал, родной край.
(учащиеся соединяют цифры)
- Посмотрите на чертеж, что мы начертили?
- Из скольких отрезков состоит ломанная?
- Измерьте длину каждого отрезка и вычислите длину ломаной. Как вычислить длину ломанной?
Проверка
Это расстояние ласточки преодолевают за 2-3 мес.
Как высчитывать точное расстояние с помощью линейки и карты вы научитесь в старших классах на уроках географии и математики.
V Итог.
- Давайте подведем итоги урока
- Вспомним что мы должны были повторить и закрепить на уроке.
- Какие задания выполняли?
- Мы сегодня хорошо работали на уроке.
Закрепили умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз с использованием действий умножения и деления.
Закрепили умение пользоваться таблицей умножения
Повторили единицы длины
VI Рефлексия
- У вас на партах скворцы разного цвета. Прикрепите на скворечник:
- Зеленого скворца, если считаете, что урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен очень собой!
- Желтого скворца, если сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой
- Красного скворца, если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!