Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка

Насибуллина Светлана Леонидовна
Курышова Ирина Александровна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Насибуллина С.Л., Курышова И.А. Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 13.11.2019).

Заказ № 376888


 

Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Для достижения этой цели детский сад должен стать обладающим открытой социально-педагогической системой учреждением, которое нацеливалось бы на межличностное и групповое общение как детей, так и взрослых, при этом необходимо выстроить тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Речь идёт о социальном партнёрстве детского сада с социумом.

Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. А установление связей детского учреждения с социумом будет являться одним из путей повышения качеств дошкольного образования. 

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставятся задачи воспитания:

  1. культурного человека (субъекта культуры);
  2. свободного гражданина (субъекта истории, общества;)
  3. творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Предполагается воспитать в человеке способности и потребности открывать и творить самого себя в деятельности, развивать способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним, способности самоопределения на основе культурного опыта предыдущих поколений и на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное партнерство в образовании – это совместная, коллективная, распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам для всех участников данной деятельности, которая может осуществляться как постоянно, так и в ситуативных условиях в рамках социальных акций.

Модель социального партнерства детского сада выстраивается в нескольких направлениях:

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- взаимодействие с образовательными учреждениями;

- взаимодействие с учреждениями культуры;

- взаимодействие с местными органами самоуправления;

- взаимодействия с учреждениями здравоохранения. 

Так дети МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска с удовольствием посещают театры, совершают экскурсии в близлежащую библиотеку, соседнюю школу, которые радуют детей познавательными викторинами, выставками художественной литературы, театральными постановками. Детский сад успешно сотрудничает с управлением ГИБДД, во время встреч с сотрудниками этого ведомства дети с восхищением знакомятся со спецтехникой, беседуют на тему безопасности на дорогах. 

Остановимся подробным образом на направлении взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Но они не могут заменить друг друга; каждому из них отведена своя роль, каждый из них выполняет свои определённые функции, использует свои методы воспитания. Но деятельность и того, и другого направлена на результат, который будет успешным только тогда, когда они станут союзниками. Сотрудничество партнёров должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключаться в согласовании того, что может сделать семья, а что – педагогический коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которой родители и педагоги, имеющие специфические интересы, организуют совместную деятельность. 

Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Детский сад же ориентируется на решении задач, определённых образовательной программой учреждения: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

Поэтому первоочередной задачей во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников является установление интересов каждого партнера, единства целей и задач, равноправия участников.

Детский сад выполняет функцию всестороннего образования, формирования у ребёнка умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная же особенность семейного воспитания – это установление эмоционального микроклимата семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.

Взаимодействие с семьей – важная задача образовательного процесса. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро образовательной программы МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида» г. Саранска. Понимая, что в век высоких технологий у многих родителей не находится время для своих детей, необходимо создать условия для взаимодействие и осуществления преемственности между ДОУ и семьей. Для этого детского сад оказывает педагогическую помощь семье в осуществлении единого подхода в воспитании, в создании единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, доверяя родителям роль полноценных участников воспитательного процесса.

Основополагающим моментом в работе с семьями является определение и изучение социального статуса через анкетирование и опросы, благодаря которым педагог получает информацию о тех проблемах, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни, выявляет их желания и надежды относительно будущего ребенка.

Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые носят просветительский характер. Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьей являются выставки совместного творчества детей и родителей на различные темы.

Примером таких мероприятий в МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска являются творческие конкурсы «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Птичий дом», «Пасхальная мастерская», фотовыставка «Наши защитники», «Мамочки наши любимые», оформление стенда «Я помню, я горжусь». Стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников стали совместные с родителями и детьми визиты в театры города, творческие дела по оформлению участка группы для прогулок. Примером патриотического воспитания дошкольников стало совместное с родителями написание писем ветеранам ВОВ.

На праздниках и развлечениях родители не просто занимают позицию наблюдателя, а становятся непосредственными участниками вместе с детьми. В качестве примеров можно привести спортивные мероприятия «Как Баба Яга своего внука в армию провожала», «Развлечение ко Дню пожилого человека», праздничные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, 8 марта и др.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают также через наглядно-информационный материал: стенды, папки-передвижки, буклеты. Большую роль в общении с родителями выполняет общение в социальных сетях, которое носит не только информативный характер, но и позволяет сделать фотоотчёты о занятиях НОД, о развлечениях («Праздник ко дню Российского флага», «Масленица», «Праздник светлой Пасхи», посещение театрализованных представлений).

Использование разных форм работы с семьей позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду. Сотрудничество детского сада с родителями строится с учетом интересов всех участников образовательного процесса, позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. Опыт работы МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

 

Литература:

  1. Казакова Е.И. Презентация к занятию (средняя группа) по теме: «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка. Радость общения. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/28/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-dou-kak-resurs
  2. Кондратьева Л.И. Социальное партнерство как ресурс формирования гармоничной личности дошкольника. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-socialnoe-partnerstvo-kak-resurs-formirovanija-garmonichnoi-lichnosti-doshkolnika.html
  3. Мосунова Н.А. Социальное партнерство ДОУ и семьи как ресурс развития личности ребенка. URL: https://infourok.ru/socialnoe-partnerstvo-dou-i-semi-kak-resurs-razvitiya-lichnosti-rebenka-2614721.htm