Богданова Ольга Александровна
Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад "Алёнка", г. Советский, ХМАО-Югра, Тюменская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Богданова О.А. Путешествие в зимний лес: конспект занятия по логоритмике в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 "АБВГДешка" // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 375812
Доброе утро. Сегодня представляем вам вместе с музыкальным руководителем Еленой Александровной логоритмическое занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в зимний лес».
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения и слова.
Выполняя эти упражнения, развивается темп, дыхание, ритм, артикуляция, мимика и творческие способности.
Предварительная работа:
пополнение и расширение словарного запаса по теме «Зима»; чтение художественной литературы; разучивание песни «Белый снег».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- автоматизация звука [с] в словах, чистоговорках;
- продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
-активизация словаря по теме «Зима»;
- продолжать работу над развитием длительного ротового выдоха;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и музыкой;
Коррекционно-развивающие:
- развитие слухового внимания и голоса;
- развитие певческого голоса;
- развитие мелкой моторики, воображения, координаций движения;
Воспитательные:
- воспитывать умение детей слушать друг друга;
Ход занятия
Дети вместе с логопедом входят в группу.
Логопед: Ребята, какое время года у нас сейчас?
Дети: Зима.
Логопед: А как вы догадались?
Дети: Называют приметы зимы (выпал снег, стало холодно, большие сугробы и т. д.
Логопед: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, и посмотрим, как зима хозяйничает в лесу. Но сначала нам нужно одеться потеплее.
Массаж рук и ног:
ВОСПИТАТЕЛЬ |
ДВИЖЕНИЯ |
Купим нашей Вареньке варежки, |
Поочередно поглаживают одной рукой другую – от пальцев к запястью, |
А валенки, а валенки, |
ставят ногу вперед на пятку и водят носком из стороны в сторону, |
Не велики, не маленьки, |
ноги ставят вместе, а руки сначала разводят в стороны, затем приближают ладони друг к другу, показывая маленькое расстояние, |
А как раз по ноженьке Нашему Сереженьке |
наклонившись вперед, поглаживают ноги ладонями снизу вверх. |
Логопед: Ну, что оделись, тогда можно отправляться.
Дети под музыку с учителем-логопедом выполняют движения по тексту
Логопед: Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Дети идут по кругу с высоким подниманием ног.
Логопед: Лед да лед, лед да лед,
Но по льду медведь идет.
Скользкий лед, скользкий лед,
Но медведь не упадет.
Дети идут на внешней стороне стопы.
Логопед: Мы белые снежинки,
В воздухе кружимся,
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели.
Дети бегут по кругу.
Логопед: Вот мы и в лесу.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Логопед: Ребята, давайте подуем на снежинку.
Детям раздаются кусочки ваты на ладошку. Они дуют на снежинку под музыку (педагог следит за тем, что бы дети ни поднимали плечи, и не надували щеки).
Логопед: Что холодно в лесу. Присядьте на стульчики.
(дети садятся на стульчики)
Логопед: Давайте придумаем красивые слова о зиме. Зима, какая?
Дети: Морозная, снежная, красивая, белая, серебристая и т. д.
Логопед: Молодцы. А что же наши пальчики делали в зимнем лесу? Давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик, где ты был?»
Пальчик-мальчик, где ты был?
Где ты с братцами ходил?
С этим - я в снегу валялся,
С этим - с горочки катался,
С этим - в парке я гулял,
С этим - я в снежки играл.
Все мы пальчики друзья,
Где они,
Там и я!
Логопед: Ребята, просмотрите, сколько снега намело.
Все дороги замело.
Все деревья в серебре.
Логопед: А когда снег падает с деревьев, то можно услышать звук [С]
Логопед: Когда зазвучит медленная музыка, снег падает медленно [с-с-с], если быстрая, то быстро [с].
Логопед: Ребята, кто это?
Дети: Лиса.
Логопед: Где спряталась лиса?
Дети: Под елкой.
Логопед: Давайте, вспомним скороговорку про лису.
Дети: са-са-са - в лесу лиса,
су-су-су - видим мы лису,
сы-сы-сы - не боимся мы лисы.
Логопед: Молодцы, ребята, а чего много зимой?
Дети: Снега.
Логопед: Я знаю, что вы с Еленой Александровной знаете песню про белый снег, может, споете?
Дети: Да.
Муз. рук: Но сначала нужно разогреть голосок. Давайте споем распевку «Снежок».
Распевка «Снежок»
Муз. рук: А сейчас ребята, сядьте правильно. Спина прямая, ноги вместе, руки на коленях. Споем песню «Белый снег».
Дети поют песню «Белый снег»
Логопед: Молодцы. Как вы думаете, кто это спит в берлоге?
Дети: Медведь.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Как на горке снег, снег».
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь.
Дети выполняют движения по тексту, а потом убегают от медведя.
Логопед: Молодцы. Тиши, тише сильно не шумите, а то разбудим мы с вами медведя. Сейчас кого я поглажу по голове и назову ласково тихонечко, на носочках, как снежинка подбежит к Анастасии Александровне.
Логопед: Вот мы с вами опять в детском саду. Где мы были? Что вы делали? Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего?
Дети: Были в зимнем лесу, играли и т.д.