Путешествие в сказку: конспект ООД (обобщающее логопедическое занятие для детей с ФФНР)

Савченко Ольга Анатольевна

Учитель-логопед, МБДОУ ДС № 4 "Красная Шапочка", ст. Брюховецкая, Краснодарский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Савченко О.А. Путешествие в сказку: конспект ООД (обобщающее логопедическое занятие для детей с ФФНР) // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 375240


 

Методическая тема занятия: логопедическая игротека.

Образовательная деятельность-подгрупповая, интегрированная, развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Сказки», «Автоматизация и дифференциация звуков С-Ш».

Используемые технологии: игровые; ИКТ; здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, «Дифференциация звуков С-Ш», индивидуальное зеркало на каждого ребёнка, картинки для загадок (собака, кошка, стол, сок, подушка), коробка с колобком и фасолью; картинки (свистoк, насoс, гусь, вoда льётся, шина лопнула, душ); аудиозапись «Маленькие утята», угощение – колобок; маски (медведь, заяц, волк, лиса, старик, старуха, цветы, колобок).

Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях, дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах; игры-презентации и упражнения на ПК, заучивание стихотворений.

Тип занятия: обобщающее логопедическое занятие для детей с ФФНР.

Использованная литература: Сказка «Колобок», чистоговорки, загадки, стихи.

Цель: Обобщение, систематизация знаний и тренировка умений дифференцировать звуки С- Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей слухо-произносительной дифференциации звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • учить детей звуковому анализу слов, учить определять наличие звука в словах;
  • совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать произносительные навыки у детей;
  • развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство уверенности, взаимопонимания, доброжелательности, воспитывать интерес к занятиям;
  • стимулировать речевую активность.

 

Ход занятия

Логопед: Добрый день, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. А в какую сказку мы отправимся в путешествие, вы узнаете, разгадав загадку. 

Съесть его хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный маленький клубок

В сказке звался …..(колобок)

Я вижу вы знаете эту сказку. Кто главный герой? Что с ним произошло? Ребята а вы бы хотели спасти колобка?

Дети: Да

Логопед: Ребята, пока бабушка печет колобок, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.

Выполняют артикуляционную гимнастику.(«Вкусное варенье», «Качели», «Часы», «Футбол» «Лошадка», «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик»

Логопед: Испекла бабка колобок, поставила его на окошко остудить и забыла. Загрустил колобок, стал звать на помощь.

Колобок (ребенок): 

Меня бабка положила на окошко остывать, 

Про меня совсем забыла

Стал я нервничать, кричать.

Эй, ребята! Не сидите!

Открыть ставни помогите!

Здесь задания даны на каждой половинке

Подскажите, как решить, бедной сиротинке.

Вы решите – я улыбнусь, и лес дальше покачусь.

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, если вы услышите звук С, то поднимаете руку, а если звук Ш, то хлопаете в ладоши.

Называются слова: мишка, маска, сын, сабля, машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки.

Логопед: Молодцы! Хорошо вправились с заданием. Улыбнулся колобок, спрыгнул с подоконника и был таков. Покатился он по тропинке. Катится, а навстречу ему волшебные цветы. Закрыли путь колобку, не дают пройти.

С весенним настроением

Проснулись все цветы,

А в сказке «Колобок»

Цветочки не просты.

Хоть с виду все обычные

Но есть один секрет:

На каждом нежном листике

Сумей найти ответ.

Логопед: ребята, давайте отгадаем загадки:

- Лежит под крылечком, а хвoст колечком (сoбака);

- Усище, хвoстище, а мoется всех чище… (кoшка);

- Пoверьте мне: когда сажусь, я выше рoстомстанoвлюсь(стул);

- Вишнёвый, яблoчный, тoматный, я и полезный и приятный… (сoк);

- Два брюшка, четыре ушка (пoдушка).

Логопед: Пропустили колобка сказочные цветы. Покатился он дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему Заяц.

Заяц (ребенок) Колобок, колобок помоги мне выполнить задание, а не то я тебя съем.

Логопед: Испугался колобок, не хочет чтобы его заяц съел, но и выпoлнить задание не мoжет. Давайте выручать кoлoбка.

Игра «Свистит - шипит»

свистoк – С – С – С

насoс – С – С – С

гусь – Ш – Ш – Ш

вoда льётся – С – С – С

шина лoпнула – Ш – Ш – Ш

душ – Ш – Ш – Ш

Логопед: Покатился колобок дальше, но вот новая встреча на пути.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный…волк

Волк (ребенок): Колобок, колобок я тебя съем, если не поможешь выполнить задание. Предложить детям покормить колобка(фасоль-это витамины для колобка. Дети берут поодномусемени фасоли (пооднойвитамине) и кладут в oтверстие рта), (педагог напоминает, что такие витаминки можно только игрушкам)

Логопед: Молодцы, хорошо вы справились с заданием.

Покатился колобок дальше. Докатился до речки и видит…

Речка вдаль лежит куда – то

И в ней плавают утята.

Эй, вы желтенькие утки,

Пора делать физминутки.

Из водицы выходите

И ребятам помогите.

Возле речки станцевать

Танец «Маленьких утят»

Вы мои ребятки – желтые утятки

Хвостики прижмите,

Головки наклоните,

И чуточку поспите.

Ну, утята хватит спать, надо танец начинать.

под музыку «Маленькие утята» дети танцуют, 

повторяя за логопедом

Логопед: Покатился колобок дальше, встретил он медведя. Медведь дает задание.

Сделать усы и тд из прищепак.

Логопед: Покатился колобок дальше, а навстречу ему 

Рыжая, бесстыжая

Ест утят, ест цыплят. (лиса)

Лиса (игрушка) дает задание

Игра «4-й лишний». 

На экране компьютера демонстрируются картинки, детям нужно назвать их и определить, какое слово лишнее, объяснить почему.

Сапоги, шуба, маска, квас.

Собака, кошка, лошадь, лиса.

Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Шапка, сапоги, шуба, шорты.

Шкаф, миска, ложка, чашка.

Сосна, ромашка, осина, берёза.

Слива, груша, апельсин, свёкла.

Картошка, капуста, груша, чеснок.

Колобок: Я, ребята, уморился

Все занятие катился.

Всех зверюшек увидал,

Но на зуб им не попал.

Вы ребята приложили все свои старания.

Помогли решить задачи, выполнить задания.

И за это, я, друзья,

Должен вас благодарить.

Маленький подарок

Вам на память подарить.

Эти милые кружочки

Под названьем колобки.

И еще съедобный Я

Вы, отведайте меня.

Логопед: ребята, что вам больше всего понравилось, понравилось вам путешествовать с колобком? Вы сегодня проговаривали звуки, отгадывали загадки, играли в разные игры.

- С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]

- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].

Молодцы, вы старались и прекрасно справились с заданием. С собой в группу возьмите колобка.