Чудесное превращение Федоры: конспект театрализованной игры по сказке К.И. Чуковского "Федорино горе" в старшей группе

Новокрещенская Оксана Ивановна

Воспитатель, МДОУ "Жемчужинка", ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Новокрещенская О.И. Чудесное превращение Федоры: конспект театрализованной игры по сказке К.И. Чуковского "Федорино горе" в старшей группе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 359337


 

Цель

  • способствовать активизации речевой деятельности, развитию творческих способностей детей через театрализованную игру; стимулировать желание детей участвовать в театрализации сказки.

Методы и приемы:

  • наглядный метод (картины, иллюстрации, мультфильмы);
  • словесный метод (чтение, заучивание наизусть, беседа);
  • практическая деятельность детей (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды).

Материалы и оборудование:

Ноутбук, костюмы персонажей, маски, картинки с изображением персонажей, атрибуты посуды, декорации: ширма, забор, скамейки, деревья. 

Подготовительная работа:

  1. Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», беседы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок про посуду.
  2. Просмотр мультфильма «Федорино горе», просмотр музыкального варианта сказки.
  3. Определение вместе с детьми характеристики персонажей, предоставление детям выбор ролей.
  4. Работа над дикцией, темпом речи дошкольников, силой голоса, слушание музыки,
  5. Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек сказки «Федорино горе».
  6. Разучивание сценария, репетиции, разучивание танцевальных движений персонажей (музыкальный руководитель).
  7. Обсуждение с музыкальным руководителем и родителями костюмов персонажей.
  8. НОД лепка «Посуда бабушки Федоры», сюжетно-ролевая игра «Поможем бабушке Федоре» 

Ожидаемый результат: сформированы знания о литературном творчестве К.И. Чуковского; активизирован словарный запас детей (кочерга, самовар, кадушка, ушат, расфуфырили, покрякивая и т.д.), владеют, умеют использовать вербальные и невербальные средства выразительности.

Действующие лица: Королева Чистоты – Г. Ульяна

Федора – В. Анна

Кот Васька – Е. Роман

Чашка – Л. Юстина

Сковорода – К. Серафим

Блюдце – К. Вероника

Кочерга – Г. Варвара

Корыто – Н. Вадим

Самовар – Л. Тимофей

Метла – С. Маргарита

Сито – З. Злата

Кастрюля – Д. Оксана

Тараканы – Ч. Бату, В. Эдуард

Звучит музыкальный фрагмент из сказки «Золушка». Дети заходят в зал.

Ульяна. Одну простую сказку, а может и не сказку,

А может не простую, хотим вам рассказать.

Ее мы помним с детства. а может и не с детства,

А может и не помним, но будем вспоминать!

Приготовьте, приготовьте ваши глазки.

Поведем, поведем вас прямо в сказку!

Рассказ…, рассказал ребятам в ней

Мудрый дедушка Корней о неряшливой Федоре,

И ее…, и ее… Федоре горе,

Только горе, только горе не всерьез –

Все закончится без слез!

Сцена 1. Дом Федоры. Комната выглядит неряшливо, в беспорядке спит грязная посуда (блюдце и чашка сидят спиной друг к другу, сковорода, корыто и кастрюля спят сидя, сито на коленях, метла и кочерга стоят спинами друг к другу, коты лежат на полу), Федора спит на скамейке.

Тараканы вылезают из всех щелей, начинают хозяйничать в доме, заглядывают в кастрюли, хулиганят.

Поют петухи (Фонограмма) Тараканы пугаются и разбегаются по своим щелям. Посуда просыпается, потягивается. Федора проснулась, зевнула, потянулась, трет глаза, проходит мимо посуды, даже не взглянув, а в это время посуда тянется к Федоре. Федора не смотрит, уходит спать. Посуда сокрушаясь, опускает голову вниз.

Сцена 2. Сито всех зовет в кружок (сидя). 

Звучит музыкапосуда сговаривается (под музыку дружно кивают головой). Затем встают и друг за другом уходят за забор. Пробегают круг.

Кот: Скачет сито по полям, а корыто по лугам

С кочергою и метла вдоль по улице пошла.

Кочерга: И как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга! (убегает)

Кот: И кастрюля закричала:

Кастрюля: Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу! (убегает)

Сито (выбегает): Утюги бегут покрякивая, через лужи, через лужи перескакивают. (убегает)

Метла (выбегает): блюдца, блюдца (убегает)

Чашка и блюдца: 

Дзинь ля-ля-ля, дзинь ля-ля-ля (толкаются плечом)

На стаканы дзинь натыкаются

И стаканы дзинь разбиваются. (Уходят)

Кочерга (выбегает): И стучит и бренчит сковорода

Сковорода: Дран-да-нда, дран-да-нда! (убегает)

Вся посуда собирается в полукруг. Все вместе:

Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел, пошел!

Кастрюля: А на нем, а на нем, как на лошади верхом самоварище сидит и товарищам кричит!

Самовар: Уходите, бегите, спасайтеся!

Кот: А за ними вдоль забора бежит бабушка Федора.

Федора: Ой-ёй-ёй, Ой-ёй-ёй, воротитеся домой!

Кот: И ответило корыто

Корыто: На Федору я сердито!

Кот: И сказала кочерга!

Кочерга: Я Федоре не слуга!

Кот: А фарфоровые блюдца над Федорою смеются!

Блюдца: Никогда мы, никогда не воротимся сюда!

Кот: 

Эй вы, глупые тарелки, что вы скачете как белки?

Вы в канаву упадете, вы утонете в болоте! 

Все вместе: Лучше в поле пропадем, а к неряхе не пойдем!

Чашка: Не любила нас она, била, била нас она, 

Кастрюля: 

Запылила, закоптила, загубила нас она!

Мы поломаны, побиты, мы помоями облиты.

Самовар: Загляни-ка ты в кадушку и увидишь там лягушку.

Кочерга: Загляни-ка ты в ушат, тараканы там кишат! 

Все вместе: От того-то, мы от бабы убежали как от жабы!

Все вместе:  И они побежали лесочком, поскакали по пням и по кочкам!

Сцена 3. Выход Тараканов (под музыку «Марш Тараканов»)

  1. А бедная баба одна и плаче и плачет она!
  2. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел!
  3. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи!

Тараканы хором: И чашки ушли и стаканы, остались одни тараканы!

ХА-ха-ха!

Федора: Кыш! (тараканы убегают) Ой, горе. Федоре, горе!

Сцена 4. Выход Королевы Чистоты 

(Звучит музыкальный фрагмент «Фея») 

Я красота, я чистота, вокруг меня сверкает, блестит, переливается и не пылинки и не соринки нигде не появляется!

Как мне за тебя Федора стыдно, 

Как мне за тебя Федора обидно!

Ты ленива и грязна! Сделать выводы должна! 

Эй, мои слуги, где ваши добрые руки?

Мыло, мочалки, щетки!

Хватит трещать, как трещотки!

Федору умойте, причешите! 

Федору в порядок приведите! 

Сцена 5.Танец щеток (Звучит музыкальный фрагмент «Кан-кан»)

Щетки моют Федору, а Федора в это время переодевается, снимает с себя грязную одежду.

Сцена 6. Королевы Чистоты: Вот Федора стала ты Федора опрятна и красива, и нарядна!

А я с вами прощаюсь, до свидания!

Федора: 

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

За свое плохое обращение

Попрошу у посуды прощение! (делает поклон)

Сцена 7. Под музыку «Имперский марш» посуда (паровозиком) ковыляет, проходит круг, останавливается полукругом. 

Кот: А посуда вперед и вперед по полям, по болотам идет.

Блюдца: И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»

Корыто: И зарыдало корыто: Я разбито, разбито, разбито!

Сито: Но сито сказало: Гляди, кто это там позади?

Кот: 

И видят: за ними из темного бора идет, ковыляет Федора.

Под музыку к посуде подходит Федора.

Самовар: Но чудо случилось с ней, стала Федора добрей!

Федора: Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои! Вы подите -  ка, немытые домой, я водою вас умою ключевой, я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком, и вы будете опять, словно солнышко сиять!

Чашка: И сказала чашка: Ах, она бедняжка!

Блюдца: И сказали блюдца: Надо бы вернуться!

Федора: 

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

За свое плохое обращение

Я прошу у посуды прощение! (делает поклон)

Кастрюля: Ну, Федора так и быть рады мы тебя простить!

Танцуют под музыку «Веселая пляска»

Сито

А метла- то, а метла - то - весела, заплясала, заиграла, замела, 

Ни пылинки у Федоры не оставила!

Блюдца: И обрадовались блюдца дзинь, ля-ля-ля.

Чашка: И танцуют и смеются дзинь, ля-ля-ля.

Самовар: А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке 

самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит, и на бабу поглядывает: 

Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю,

Кушай, кушай Федора Егоровна!

Продолжают веселиться. 

Хором: Всё!

Звучит музыкальный фрагмент из сказки «Золушка». 

Дети кланяются.