Активные формы обучения: технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Еремеева Маргарита Сергеевна

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, МАУ ДО "Детская школа искусств", г. Когалым, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Еремеева М.С. Активные формы обучения: технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 358118


 

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

Остановлюсь на игровых технологиях. Игровые технологии в настоящее время пользуются большим интересом у педагогов, они имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребенка в отношении собственной деятельности, общения со сверстниками, дают возможность не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. 

Игровые технологии обучения характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, компьютерные, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесениями с особенностями дидактической задачи.

Теперь хотелось бы описать игровые технологии, которые используются в практике теоретических дисциплин в детской музыкальной школе.

Занятия музыкой - сложный вид деятельности, требующий от ученика не только большого внимания, сосредоточенности, усидчивости, но и определенного набора способностей, которые не всегда проявляются в младшем возрасте. На уроках «Слушания музыки», игровые технологии играют важную роль, есть огромные возможности разработать разнообразные ситуации, которые в дальнейшем повлияют на отношение учащихся, как к самой классической музыке, так и к их поведению на концертах, в оперных театрах и так далее. Ведь одна из основных задач этого предмета «Научить слушать и слышать музыку».

На уроках слушания музыки я использую такие игры, как:

  • «Волшебный конверт», который содержит в себе разнообразные карточки, соответствующие теме урока.
  • «Жетончики» – это вырезанные из бумаги разнообразные фигурки, благодаря которым можно выставить оценки, это игра на победителя, больше правильных ответов, больше жетонов. Победитель получает высшую оценку в учебном заведении.
  • «Пазлы» – разнообразные, соответствующие теме урока.
  • «Кроссворды, загадки» – как в электронном виде, так и на карточках.
  • «Игры с буквами» – учащиеся собирают название произведения или имена героев из опер, балетов, любых музыкальных произведений, пройденных на уроках.

Безусловно, применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. В последнее время очень много говорят о том, что учитель должен идти "в ногу со временем" и владеть информационно-коммуникационными технологиями. 

В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств достаточно широк. Существуют и диагностические, и развивающие, а также обучающие игры. Необходимо отдать предпочтение обучающим, развивающим играм. Среди подобных можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик». Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью - творческое развитие детей: «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Надо сказать, что с ИКТ мы так или иначе, во всяком случае, учителя музыки, сталкиваемся уже достаточно давно. 

Прежде всего, надо отметить, что это прекрасная возможность раздвинуть рамки урока:

  • просмотр видео оформления к музыкальным произведениям;
  • вывод на экран сложных определений, схем;
  • воспроизведение музыкальных файлов в любой последовательности;
  • показ портретов композиторов и репродукций;
  • объединение нескольких мелодий в один файл;
  • игры на интерактивной доске.

Не говоря уже о том, что большинство детей сейчас визуалы и для них возможность просмотра – это лучшее усвоение материала. А значит, и результат урока будет выше.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», писал В.А. Сухомлинский. Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. 

Таким образом, активные формы обучения, очень разнообразны и дают возможность развития не только учащимся, но и преподавателям.