Профессии: конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (речевое развитие)

Пак Светлана Иксановна

Учитель-логопед, МБДОУ Детский сад п. Коробицыно, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пак С.И. Профессии: конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (речевое развитие) // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 352266


 

Цель: создание благоприятных условий для развития речи через знакомство дошкольников с профессиями.

Задачи:

  • Обучающие: закреплять представления дошкольников об известных профессиях; расширять знания детей о менее известных профессиях. Обогащать и активизировать словарь словами, обозначающими названия профессий, трудовых действий, инструментов.
  • Развивающие: развивать речь дошкольников, логическое мышление, связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать уважение к людям разных профессий; любовь к труду; вызвать желание учиться, приобретать знания.

Предварительная работа:

1) Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессий, орудий труда;

2) Прослушивание стихотворений

  • Т. Ашмарина «Строитель»
  • О. Повещенко «Учитель»
  • И. Иртеньев «Машинист»
  • А. Карамышев «Когда я вырасту»
  • Н. Кнушевицкая «Автоинспектор», «Архитектор»

3) Дидактические игры:

  • «Один-много»
  • «Четвёртый лишний»
  • «Сосчитай до 5»

4) Беседа по тематической папке «Азбука профессий»

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность, дидактические игры, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование:

1. Презентация» Профессии»

2. Развивающая игра «Угадай профессию» (ИКТ)

3. Дидактические игры:

  • «Знаю все профессии»
  • «Расскажи про свой город»

4. Мини-блокнотики-раскраски

5. Карточки с названиями профессий и названий трудовых действий

6. Атрибуты к профессии врач-педиатр

Источники:

1. Презентация «Профессии

2. Развивающая игра «Угадай профессию» (сайт «Мерсибо»)

3. Тематическая папка «Азбука профессий» 

 

Ход НОД

I. Вводная часть

а) Упражнения биоэнергопластики

  • «Заборчик -губы трубочкой»
  • «Заборчик- качели»
  • «Заборчик - наказать непослушный язык»
  • «Заборчик- горка»
  • «Заборчик- часики»
  • «Забор - вкусное варенье»
  • «Заборчик - «грибок»

б) Объявление темы 

Логопед: «Сегодня почтальон передал мне письмо от Незнайки».

Читает письмо: «Дорогие ребята из группы «Незабудки!» Я никак не могу решить, кем мне стать, когда вырасту. Пожалуйста, подскажите мне самую лучшую, самую интересную профессию»

Ваш Незнайка

Логопед: Поможем Незнайке?

Дети: Да!

Логопед: Наше путешествие в страну профессий начинается.

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Если человек приобрёл профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Чаще всего люди начинают работать, закончив школу или институт, университет.

II. Основная часть

а) Логопед: А какие вы знаете профессии? (презентация «Профессии»)

Называем профессии по очереди.

Дети: Дворник, грузчик, педиатр, стоматолог, хирург, фармацевт, продавец, кассир. таксист, сварщик, альпинист, официант, лётчик, машинист, парикмахер, программист.

Логопед: Молодцы!

б) Игра «Кому что нужно для работы»

Логопед: Путешествие в страну «Профессий» продолжается

Логопед: На большой карточке нарисован представитель профессии, вы должны подобрать предметы, соответствующие этой профессии (это маленькие карточки). Маленькие карточки расположить на большой, затем объяснить свой выбор. Ответы должны быть полными.

Дети: Музыканту нужны пюпитр и фортепиано, швее – швейная машина, ткань и ножницы, инспектору ГИБДД- –жезл, дорожные знаки и т.д.

в) «Отгадай люди каких профессий так говорят?»

Ваня: «Как вас подстричь?» А чёлку покороче?»

Серёжа: «Несите кирпич, цемент!»

Эвелина: «Днём ожидается облачная погода. Вечером – кратковременные дожди»

Слава: «У вас болит горло? Откройте рот и скажите: А - а - а!»

Саша: «Сколько вам взвесить конфет?»

г) Физкультминутка

- Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую – на правую и т.д. всё выше и выше).

- Я - маляр, я стену крашу (расслабленной кистью водим вверх-вниз)

потолок («красим потолок») и кухню вашу (движения рукой влево-вправо)

Я - электрик. Свет включу («Включаем свет, нажимаем на выключатель).

Только лампочку включу.

(«Вкручиваем лампочку» - вращательные движения кистью правой руки)

Приходите в новый дом

(Ладони» домиком»)

И живите долго в нём!

(Развести руки в стороны)

д) Игра «Кто?» «Что делает?»

Логопед: Делимся на 2 команды. Получив карточку- прочитать название профессии, далее ответить на вопрос: «Что делает представитель этой профессии?» В этом помогут другие карточки. Затем ответить полным предложением.

Ответы детей:

  • Доктор лечит людей.
  • Солдат защищает Родину.
  • Музыкант играет на гитаре.
  • Дворник подметает улицу.
  • Парикмахер подстригает волосы.
  • Повар готовит суп.
  • Артист выступает на сцене.

е) Игра «Кто здесь работает?» Работаем командами

Логопед: Назовите учреждение и кто здесь работает?

1 команда: В школе работает учитель.

Логопед: А ещё кто? Отвечать полным предложением.

2 команда: В ресторане работают повар, официант, директор, бухгалтер.

1 команда: В аэропорту работают лётчик, стюардесса.

Логопед: Ещё кто?

2 команда: В цирке работают клоун, жонглёр, дрессировщик, воздушные гимнасты.

Логопед: Молодцы!

ё) Игра «Подбери парное слово»

Логопед: Подберите парное слово

Школа - учитель, детский сад - ?, Больница - врач , магазин - ?, Самолёт - лётчик, корабль - ?

ж) Игра» Спецодежда»

Логопед: Делимся на 2 команды. Из предложенных карточек- выбираем те профессии, представители которых носят специальную одежду.

з) Игра «Блокнотик- раскраска» (с рисунками различных профессий)

Логопед: Вы получили блокнотики. Представьте себе, что это вы. Раскрасьте тело. Вы побываете в костюмах разных профессий. Дома нарисовать свой костюм профессии, о которой вы мечтаете.

и) Интерактивная игра «Угадай профессию»

Логопед: Сначала отвечает 1 команда, затем 2 команда. Итак, по очереди.

й) Рассказ о профессии по плану:

  1. Название профессии
  2. Чем занимается человек
  3. Где может работать
  4. Спецодежда (если есть)
  5. Инструменты
  6. Что надо знать и уметь
  7. Где учат этой профессии
  8. Какие качества характера понадобятся

Логопед: Дана сейчас расскажет о профессии врач -педиатр

Логопед: Молодец, Дана!

III. Заключительная часть

Логопед: Ребята, вы вспомнили столько профессий. Как вы думаете, какая из них самая главная?

Ответы детей.

Вывод: Все профессии важны,

Все профессии нужны! 

Незнайка: Спасибо, ребята! Я всё понял!

Логопед: Спасибо всем за хорошую работу!