Пак Светлана Иксановна
Учитель-логопед, МБДОУ Детский сад п. Коробицыно, Ленинградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пак С.И. Профессии: конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (речевое развитие) // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 352266
Цель: создание благоприятных условий для развития речи через знакомство дошкольников с профессиями.
Задачи:
Предварительная работа:
1) Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессий, орудий труда;
2) Прослушивание стихотворений
3) Дидактические игры:
4) Беседа по тематической папке «Азбука профессий»
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность, дидактические игры, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
1. Презентация» Профессии»
2. Развивающая игра «Угадай профессию» (ИКТ)
3. Дидактические игры:
4. Мини-блокнотики-раскраски
5. Карточки с названиями профессий и названий трудовых действий
6. Атрибуты к профессии врач-педиатр
Источники:
1. Презентация «Профессии
2. Развивающая игра «Угадай профессию» (сайт «Мерсибо»)
3. Тематическая папка «Азбука профессий»
Ход НОД
I. Вводная часть
а) Упражнения биоэнергопластики
б) Объявление темы
Логопед: «Сегодня почтальон передал мне письмо от Незнайки».
Читает письмо: «Дорогие ребята из группы «Незабудки!» Я никак не могу решить, кем мне стать, когда вырасту. Пожалуйста, подскажите мне самую лучшую, самую интересную профессию»
Ваш Незнайка
Логопед: Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Логопед: Наше путешествие в страну профессий начинается.
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Если человек приобрёл профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Чаще всего люди начинают работать, закончив школу или институт, университет.
II. Основная часть
а) Логопед: А какие вы знаете профессии? (презентация «Профессии»)
Называем профессии по очереди.
Дети: Дворник, грузчик, педиатр, стоматолог, хирург, фармацевт, продавец, кассир. таксист, сварщик, альпинист, официант, лётчик, машинист, парикмахер, программист.
Логопед: Молодцы!
б) Игра «Кому что нужно для работы»
Логопед: Путешествие в страну «Профессий» продолжается
Логопед: На большой карточке нарисован представитель профессии, вы должны подобрать предметы, соответствующие этой профессии (это маленькие карточки). Маленькие карточки расположить на большой, затем объяснить свой выбор. Ответы должны быть полными.
Дети: Музыканту нужны пюпитр и фортепиано, швее – швейная машина, ткань и ножницы, инспектору ГИБДД- –жезл, дорожные знаки и т.д.
в) «Отгадай люди каких профессий так говорят?»
Ваня: «Как вас подстричь?» А чёлку покороче?»
Серёжа: «Несите кирпич, цемент!»
Эвелина: «Днём ожидается облачная погода. Вечером – кратковременные дожди»
Слава: «У вас болит горло? Откройте рот и скажите: А - а - а!»
Саша: «Сколько вам взвесить конфет?»
г) Физкультминутка
- Каменщик из кирпичей
Стену строит. Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую – на правую и т.д. всё выше и выше).
- Я - маляр, я стену крашу (расслабленной кистью водим вверх-вниз)
потолок («красим потолок») и кухню вашу (движения рукой влево-вправо)
Я - электрик. Свет включу («Включаем свет, нажимаем на выключатель).
Только лампочку включу.
(«Вкручиваем лампочку» - вращательные движения кистью правой руки)
Приходите в новый дом
(Ладони» домиком»)
И живите долго в нём!
(Развести руки в стороны)
д) Игра «Кто?» «Что делает?»
Логопед: Делимся на 2 команды. Получив карточку- прочитать название профессии, далее ответить на вопрос: «Что делает представитель этой профессии?» В этом помогут другие карточки. Затем ответить полным предложением.
Ответы детей:
е) Игра «Кто здесь работает?» Работаем командами
Логопед: Назовите учреждение и кто здесь работает?
1 команда: В школе работает учитель.
Логопед: А ещё кто? Отвечать полным предложением.
2 команда: В ресторане работают повар, официант, директор, бухгалтер.
1 команда: В аэропорту работают лётчик, стюардесса.
Логопед: Ещё кто?
2 команда: В цирке работают клоун, жонглёр, дрессировщик, воздушные гимнасты.
Логопед: Молодцы!
ё) Игра «Подбери парное слово»
Логопед: Подберите парное слово
Школа - учитель, детский сад - ?, Больница - врач , магазин - ?, Самолёт - лётчик, корабль - ?
ж) Игра» Спецодежда»
Логопед: Делимся на 2 команды. Из предложенных карточек- выбираем те профессии, представители которых носят специальную одежду.
з) Игра «Блокнотик- раскраска» (с рисунками различных профессий)
Логопед: Вы получили блокнотики. Представьте себе, что это вы. Раскрасьте тело. Вы побываете в костюмах разных профессий. Дома нарисовать свой костюм профессии, о которой вы мечтаете.
и) Интерактивная игра «Угадай профессию»
Логопед: Сначала отвечает 1 команда, затем 2 команда. Итак, по очереди.
й) Рассказ о профессии по плану:
Логопед: Дана сейчас расскажет о профессии врач -педиатр
Логопед: Молодец, Дана!
III. Заключительная часть
Логопед: Ребята, вы вспомнили столько профессий. Как вы думаете, какая из них самая главная?
Ответы детей.
Вывод: Все профессии важны,
Все профессии нужны!
Незнайка: Спасибо, ребята! Я всё понял!
Логопед: Спасибо всем за хорошую работу!