Весеннее путешествие: конспект НОД по развитию речи в средней группе

Язенок Юлия Викторовна

Воспитатель, МАДОУ д/с "Родничок", г. Советский, ХМАО - Югра, Тюменская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Язенок Ю.В. Весеннее путешествие: конспект НОД по развитию речи в средней группе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 353720


 

Основная образовательная область: речевое развитие 

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, музыкальное.

Возрастная группа: средняя группа.

Тема: «Весеннее путешествие»

Подготовила воспитатель: Язенок Юлия Викторовна

МАДОУ д/с «Родничок» г. Советский

Цель: закрепление знаний у детей по речевому развитию, полученных в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о последовательности изменений в природе весной; 
  • Актуализация знаний по теме «Весенний лес»;
  • Актуализировать словарный запас детей за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата);
  • Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному. (Солнышко какое? Лучистое, светлое и т. д.. Что делает солнышко? Светит, припекает и т. д.);
  • Содействовать усвоению детей составлять рассказ по опорным картинкам;

Развивающие:

  • Развивать умение логически излагать свою мысль;
  • Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь друг другу.
  • Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней;
  • Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
  • Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно-следственной связи: где быстрее тает;
  • Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
  • Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
  • Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;
  • Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.

Индивидуальна работа:

Закрепить знание по теме «Мама и их детеныши» с Рамзаевым С., закрепить последовательность изменений в природе весной с Бурмантовой Д.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

Презентация, мнемотаблица, дидактическая игра «Весеннее солнышко», облако из бумаги, солнце из бумаги, письма и бумажная ласточка.

Раздаточный:

Заготовка для аппликации, шаблоны лепестков, кисть, клей ПВА, салфетки.

 

Методы и приёмы:

  • Игровой;
  • Словесный (объяснение, постановка проблемных вопросов, задания).
  • Наглядный (атрибуты, демонстрационный материал).

 

Ход НОД

 

Организационный момент: Построение детей в круг.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте пожелаем нашим гостям здоровья и скажем ЗДРАВСТВУЙЕ!

Дети: Здравствуйте!

 

Встаем с детьми в круг и говорим:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

 

Доброе утро!!!

 

Воспитатель: 

Посмотрите, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». 

О каком настроении «говорит вам солнышко»? (веселом, радостным).

О каком настроении «говорит тучка»? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

Молодцы! А давайте повторим, как вы умеете показывать эмоции грусти и радости. (Воспитатель показываю тучкудети показывают эмоцию грусти, показывает солнышкодети показывают эмоцию радости).

Введение в ситуацию:

Воспитатель:

Ребята, слышите? Кто-то стучится?

Посмотрите к окну подлетела ласточка, это она, наверное, постучала в окно. 

По- моему, ласточка что- то говорит на своём птичьем языке. Интересно, что она хочет нам сообщить? Посмотрите, что это у нее в клюве? 

(Дети находят конверт. Воспитатель читает письмо).

Ребята, собирайтесь скорее

В наш необычный поход.

Чудеса волшебные вас ждут!

А вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите.

Примерные ответы детей:

В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать. 

Воспитатель:

Молодцы! Тогда отправляемся в путь!

Двигательное упражнение 

«В путь!»

Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)

Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бег на месте)

Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)

Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бег на месте)

Актуализация знаний. Основная часть.

Составление рассказа «Весенний лес».

Воспитатель:

Вот мы с вами и в лесу! Вы, наверное, устали идти, тогда присаживайтесь на пеньки (дети присаживаются на воображаемые пеньки, стульчики, на слайде картина «Лес весной».)

Ребята, в какой лес мы с вами пришли?

Примерные ответы детей:

Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.

Воспитатель:

Какое время года изображено на картинках (Представлено несколько вариантов весенних картин)

Примерные ответы детей:

Весна.

Воспитатель:

Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?

(Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки).

Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку?

Примерные ответы детей:

«Солнце» (Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов или загадки).

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру –

Я глаза скорей протру,

А оно – всё ярче, ярче,

За окном – всё жарче, жарче…

Что это такое? –

Дети: 

Солнце!

Воспитатель: 

Конечно. Солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось. Ой, а лучики то рассыпались. 

Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.

Дидактическая игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных и глаголов к заданному существительному)

Воспитатель:

Какое солнышко весной? (Дети называют прилагательные и добавляют лучики к солнышку, чтобы оно согревало и детей, и взрослых еще больше)

Примерные ответы детей: 

Яркое, теплое, ласковое, лучистое, доброе, веселое, игривое, золотое, красивое, светлое. 

Воспитатель:

Что делает солнышко?

Примерные ответы детей: 

Светит, припекает, греет, улыбается, радуется.

Воспитатель: 

Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее.

А давайте теперь посмотрим, что же в это время происходит в весеннем лесу?

Примерные ответы детей: 

Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. 

Воспитатель:

Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями.

Ребята, а я кажется, что-то слышу, а вы слышите? 

Игра «Продолжи звук» 

Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш).

Дятел стучит словно молоточком тук-тук, тук-тук.

Просыпаются насекомые: жуки, зажужжали (ж-ж-ж-ж). 

Полетела оса около носа (с-с-с-с).

Поймали комара, послушаем (з-з-з-з).

Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).

Воспитатель:

Ой, ребята, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, а мы находимся в волшебном лесу, поэтому бинокли наши будут волшебные, посмотрим в них, никого не видите вокруг? Может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, кого-то заметила. Кто же это!? 

Примерные ответы детей:

Медведица с медвежатами.

Воспитатель:

И, правда, медведица с медвежатами.

Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. 

А почему мы их не встречали зимой? 

Ответы детей: 

Они спали в берлоге.

Воспитатель:

Что медведи едят весной?

Примерные ответы детей: 

Свежую травку, улиток, муравьев из муравейника.

Чем кормит их мама (молоком)?

Посмотрите внимательно, ребята, кого мы еще видим? (слайд)

Примерные ответы детей: 

Белка, заяц, лиса, волк.

Воспитатель:

А какие изменения происходят с этими зверями весной, кто мне расскажет? 

Примерные ответы детей: 

Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую.

Воспитатель: 

Как мы с вами уже знаем, у животных тоже бывают детки, а давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. А, для того, что бы нам было интересней я взяла с собой мяч. 

Игра «Мамы и малыши» «Один-много». мячом).

- белка – бельчата - бельчонок;

- волк - волчата - волчонок;

- лиса – лисята - лисенок

- медведь - медвежата - медвежонок;

Воспитатель:

Какие вы молодцы, все знаете, давайте с вами немного отдохнем! 

Я буду говорить и показывать, а вы повторяйте за мной! 

Физкультминутка:

«Три медведя»

Три медведя шли домой 

Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. 

Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом,

Руки на уровне груди.

А сынок – малютка просто. 

Присесть.

Очень маленький он был, 

Присев, качаться по-медвежьи.

С погремушками ходил. 

Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. 

Дети имитируют игру с погремушками.

Дети присаживаются на «пеньки».

Воспитатель: (Демонстрация слайдов)

Молодцы! 

Ребята, посмотрите скорее, растаял снег и на проталинах распустились цветы. Кто мне скажет, как они называются? 

Ответы детей: 

Подснежники

Воспитатель:

Правильно! Эти цветы называются подснежники. Кто знает, почему они так называются?

Примерные ответы детей: 

Они растут как будто из-под снега, подснежники появляются ранней весной, как только начинает таять снег.

Воспитатель:

Правильно, ребята! Иногда, кажется, что цветы проросли прямо из-под снега. Поэтому их называют–подснежники!

А скажите, подснежники можно рвать?

Примерные ответы детей: 

Нет.

Воспитатель:

А мы с вами даже стихотворение знаем «Почему нельзя рвать цветы» давайте вспомним. (Дети совместно с воспитателем рассказывают стихотворение)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Воспитатель: 

Посмотрите сколько разнообразных первоцветов, первых весенних цветов, какие они красивые. (Демонстрация слайдов: гиацинт, тюльпаны, нарцисс, весенник, медуница, крокусы)

Воспитатель: 

Ребята, в лесу вы увидели подснежники, вам же захотелось их сорвать. (Ответы детей)

Воспитатель:

Захотелось, захотелось. Я предлагаю нам всем вместе отправиться обратно в группу и сделать подснежники из бумаги.

- влево, вправо повернись, в группе обратно очутись!

Воспитатель: 

Мы с вами и в группе, но прежде, чем приступить к работе давайте, разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

Руки сжимаем в кулачки

По весне из почек – выросли цветочки, (разгибаем пальцы из кулака)

У цветочков лепестки, а на них сидят жучки:

1, 2, 3, 4, 5 – лепестки скорей погладь! (Пересчитываем пальчики на одной

руке, гладим ладонь.)

Аппликация 

Воспитатель:

Сегодня мы с вами будем из готовых деталей делать подснежник на листе цветного картона. 

Чтобы приклеивать лепестки, нам понадобиться: основа (с изображением проталины и стебелька от подснежника) лепестки из бумаги для цветка, клей ПВА, кисточка и салфетка.

Воспитатель:

Спинка у всех прямая, сели удобно и все старательно будем выполнять работу.

Воспитатель показывает образец и последовательность действий.

Шаг 1.

У вас у каждого на столе есть три лепестка будущего подснежника – два маленьких и один большой.

Шаг 2.

Берем сначала один маленький лепесток будущего подснежника. Кисточку самый кончик опускаем в стакан с клеем, не намазывайте лепесток полностью! Только в точке крепления к стеблю. Прикладываем к стеблю, прижимаем салфеткой и немного разглаживаем. То же самое делаем со вторым маленьким лепестком.

Шаг 3.

Берем большой лепесток. Так же кисточкой с клеем делаем точку у самого края лепестка. Прикладываем к стеблю, прижимаем салфеткой и немного разглаживаем. Наклеили большой лепесток. Благодаря этому, наша аппликация получится объемной.

Шаг 4.

Потом берём листочки, так же смазываем клеем только край и прикладываем стеблю. Прижимаем пальцем и немного разглаживаем салфеткой. Приклеили листок.

Воспитатель:

(По окончании работы) Вот какие красивые подснежники у нас получились. Молодцы!

На память об этом путешествии, у нас останутся вот эти прекрасные Цветы!

Итог занятия.

Воспитатель:

Ребята, расскажите, где мы сегодня с вами побывали?

Что было для вас трудным в нашем путешествии?

Что вам запомнилось больше всего?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Ой, смотрите, кажется нам ласточка что-то оставила на окне.

На окне стоит шкатулка с сюрпризом и письмом.

«Ребята, вы такие молодцы, столько всего знаете о весне, я вам дарю вот эти волшебные звездочки, они исполнят ваши самые заветные желания».

 

Литература:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение.
  3. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е, Акимова Ю.А., Белова И.К. «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М.: Баласс, 2003. 304 с.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. 2013. № 24.