Пособие – ширма "Временные понятия"

Володькина Татьяна Ивановна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 32 городского округа - город Камышин, Волгоградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Володькина Т.И. Пособие – ширма "Временные понятия" // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 353195


 

Главным познавательным процессом дошкольного возраста является восприятие. Для его успешного развития необходимо  формировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.

Восприятие создает фундамент для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. Если этот фундамент будет непрочным, могут, возникнуть затруднения в освоении учебной деятельности  в дошкольном возрасте. Если восприятие уже стало внутренним процессом, создало условия для познания скрытых связей между предметами и явлениями, то можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе.

Задачи, решаемые в работе с пособием «Временные понятия»:

  • Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. 
  • Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года 
  • Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». 
  • Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Дошкольнику необходимо сформировать представление о времени на момент поступления в школу. Как объективная  реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно  нематериально. И дети иногда сомневаются в его существовании, так как не могут его  увидеть. Необходимо показать ребенку время, его меры, его существенные  характеристики – это текучесть, непрерывность, необратимость. Научить ребенка свободно оперировать эти понятия. При формальном заучивании названий и последовательности дней недели или названий месяцев ребенок не получит  убедительных для себя представлений о длительности, емкости мер времени  об  их  смене и периодичности. Поэтому знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой последовательности, с опорой на особенности восприятия в дошкольном возрасте.

Предложенная нами ширма о временных понятиях может быть использована как дидактический материал по формированию у детей представлений о времени, может быть использована педагогом на специально организованном занятии или как часть занятия, в дидактических играх, на прогулках, при организации творческих игр, вечеров – развлечений, праздников.

В игровой занимательной форме представлен материал – «Веселая Неделька». В каждом кармане живет волшебный гном, он определенного цвета. Они очень трудолюбивые, у каждого из них есть своя работа. Гномы сменяются  по очереди и никогда ее не путают (на обратной стороне каждого гнома написано стихотворение, характеризующее  его работу).

 

Знакомство с понятиями «Сегодня, завтра и Вчера», также используется стихотворный материал (материал прилагается), для того, чтобы такие сложные, нематериальные понятия использовались успешно, изготовлена магнитная лента, разделенная на семь частей, которые своим цветом указывают на каждый день недели. С помощью магнита можно доступно  познакомить детей с этими понятиями. Например, сегодня среда. ставим магнит на сектор среда. Знакомим с понятием вчера, двигаем магнит влево. Так как  день уже прошел, получается вторник. Аналогично проводиться работа с понятием завтра – магнит двигаем вправо, так как день только наступит.

После того как дети усвоили эти понятия можно перейти к изучению месяцев. Начать можно с любого месяца. Соблюдая систему, определенную последовательностью месяцев. Здесь  используются часы с необычным циферблатом, разделенным на двенадцать секторов. Каждый из них обозначает народный праздник. Помимо названия  месяца  дети запоминают, какой праздник бывает в этом месяце и его история возникновения (материал прилагается).

Этот материал помог детям успешно освоить временные понятия, их названия, последовательность и сменяемость. 

Научились свободно использовать в разговорной речи для передачи временных отношений сложноподчиненными предложениями.

К пособию прилагаютя картотеки:

  1. Загадки, пословицы и поговорки о времени.
  2. Игры и упражнения о времени.
  3. Художественные произведения для закрепления представлений о времени.
  4. Даты праздников по месяцам. Календарь праздников.
  5. Консультация для родителей о формировании временных представлений у детей дошкольного возраста.