Володькина Татьяна Ивановна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 32 городского округа - город Камышин, Волгоградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Володькина Т.И. Пособие – ширма "Временные понятия" // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 353195
Главным познавательным процессом дошкольного возраста является восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.
Восприятие создает фундамент для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. Если этот фундамент будет непрочным, могут, возникнуть затруднения в освоении учебной деятельности в дошкольном возрасте. Если восприятие уже стало внутренним процессом, создало условия для познания скрытых связей между предметами и явлениями, то можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе.
Задачи, решаемые в работе с пособием «Временные понятия»:
Дошкольнику необходимо сформировать представление о времени на момент поступления в школу. Как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально. И дети иногда сомневаются в его существовании, так как не могут его увидеть. Необходимо показать ребенку время, его меры, его существенные характеристики – это текучесть, непрерывность, необратимость. Научить ребенка свободно оперировать эти понятия. При формальном заучивании названий и последовательности дней недели или названий месяцев ребенок не получит убедительных для себя представлений о длительности, емкости мер времени об их смене и периодичности. Поэтому знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой последовательности, с опорой на особенности восприятия в дошкольном возрасте.
Предложенная нами ширма о временных понятиях может быть использована как дидактический материал по формированию у детей представлений о времени, может быть использована педагогом на специально организованном занятии или как часть занятия, в дидактических играх, на прогулках, при организации творческих игр, вечеров – развлечений, праздников.
В игровой занимательной форме представлен материал – «Веселая Неделька». В каждом кармане живет волшебный гном, он определенного цвета. Они очень трудолюбивые, у каждого из них есть своя работа. Гномы сменяются по очереди и никогда ее не путают (на обратной стороне каждого гнома написано стихотворение, характеризующее его работу).
Знакомство с понятиями «Сегодня, завтра и Вчера», также используется стихотворный материал (материал прилагается), для того, чтобы такие сложные, нематериальные понятия использовались успешно, изготовлена магнитная лента, разделенная на семь частей, которые своим цветом указывают на каждый день недели. С помощью магнита можно доступно познакомить детей с этими понятиями. Например, сегодня среда. ставим магнит на сектор среда. Знакомим с понятием вчера, двигаем магнит влево. Так как день уже прошел, получается вторник. Аналогично проводиться работа с понятием завтра – магнит двигаем вправо, так как день только наступит.
После того как дети усвоили эти понятия можно перейти к изучению месяцев. Начать можно с любого месяца. Соблюдая систему, определенную последовательностью месяцев. Здесь используются часы с необычным циферблатом, разделенным на двенадцать секторов. Каждый из них обозначает народный праздник. Помимо названия месяца дети запоминают, какой праздник бывает в этом месяце и его история возникновения (материал прилагается).
Этот материал помог детям успешно освоить временные понятия, их названия, последовательность и сменяемость.
Научились свободно использовать в разговорной речи для передачи временных отношений сложноподчиненными предложениями.
К пособию прилагаютя картотеки: