Содержание профессиональной деятельности логопеда в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования

Валова Анна Сергеевна

Учитель-логопед, МОУ СШ № 4 "Центр образования", г. Тутаев, Ярославская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Валова А.С. Содержание профессиональной деятельности логопеда в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 339254


 

Актуальностью, выбранной темы исследования, являются высокие требования к обучению и воспитанию различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования. Система специального образования, которая предъявляет особые требования к уровню профессионализма педагога, вовлеченного в образовательный процесс, содержит широкий спектр соответствующих специальностей, и в ней учитель-логопед является не менее значимым. Для реализации качественного обучения детей с особыми потребностями введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с различными нарушениями: слуха; зрения; речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; интеллекта; расстройствами аутистического спектра; множественными нарушениями развития.

Многочисленные исследования, таких ученых, как Марии Семеновны Певзнер, Татьяны Александровны Власовой, Владимира Ильича Лубовского, Клары Самойловны Лебединской и др., подтверждают, что обучающиеся с задержкой психического развития являются основной и неоднородной массой детей среди других категорий, испытывающих трудности в обучении.

Частным и не менее актуальным вопросом является организация содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования.

Новизна данного исследования обусловлена осуществлением вышедшего в свет проекта о профессиональном стандарте педагога-дефектолога. Данный документ предъявляет особые условия и требования к профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Проблемой является необходимость разработки требований к содержанию профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с задержкой психического развития в условиях модернизации системы образования.

Целью данного исследования является определение содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда на этапе модернизации системы образования.

Объектом изучения является – профессиональная деятельность учителя-логопеда в работе с обучающимися с задержкой психического развития.

Предметом изучения являются – особенности содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда в работе с обучающимися с задержкой психического развития.

Гипотезой данного исследования является предположение, что повышение качества логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития в условиях модернизации образования возможно при следующих требованиях к соответствию профессиональной деятельности учителя-логопеда:

  1. результативной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с обучающимися, нуждающимися в логопедической помощи;
  2. способности включения родителей в коррекционную работу;
  3. систематическом самообразовании и повышении квалификации специалиста;
  4. распространении и обмене опытом через участие в конференциях, семинарах, конкурсах различного уровня.

Данная исследовательская работа предполагала решение следующих задач:

1. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения данной задачи была изучена нормативно – правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, включающая в себя документы нескольких уровней: международный, федеральный, правительственный и региональный. Были рассмотрены такие наиболее важные документы как, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Проанализировать профессиональную деятельность учителя-логопеда на этапе модернизации системы образования.

Для работы и помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья учителю-логопеду необходимо владеть не только базовыми компетентностями, но и быть подготовленным специалистом в области различных видов социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-просветительской, диагностической, собственно коррекционной деятельности.

3. Изучить вышедший проект профессионального стандарта педагога-дефектолога.

4. Выявить особенности речевого развития у обучающихся различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у детей с задержкой психического развития.

Было определено, что у различных категорий обучающихся с ОВЗ в той или иной степени проявляются речевые нарушения, которые влияют на развитие и обучение ребенка. Необходимость в профессиональной помощи учителя-логопеда данным категориям обучающихся подтверждается. 

Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными. Комплекс нарушений имеет системный характер, что и определяет значимость логопедического сопровождения.

5. Организовать и провести педагогическое исследование на базе муниципального образовательного учреждения средней школы №4 «Центр образования» города Тутаев, с целью выявления показателей и критериев оценки содержания профессиональной компетенции учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

6. Проанализировать результаты, проведенного исследования.

Анализ своей профессиональной деятельности в работе с обучающимися с задержкой психического развития за учебный период с 2014 по 2017 годы позволил установить взаимосвязь между содержанием деятельности учителя-логопеда и результативностью логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития.

Систематизация всех направлений и видов самообразования, обмен и распространение опыта, повышение квалификации позволило повысить уровень профессионализма.

Для оценивания профессиональной деятельности учителя-логопеда были выявлены и разработаны показатели и критерии оценивания эффективности. Данные критерии были определены через анализ опроса учителей-логопедов образовательных учреждений города Тутаев. Значимым критерием оценивания эффективности профессиональной деятельности является положительная динамика коррекционно-развивающей работы с обучающимися, нуждающимися в логопедическом сопровождении. Важным показателем оценивания выступает включение родителей в коррекционный процесс. Одним из критериев оценивания эффективности работы учителя-логопеда является распространение и обмен опытом на различных уровнях. Необходимым критерием оценивания становится повышение уровня квалификации специалиста в области специальных знаний в работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанные критерии дали возможность оценить свою профессиональной деятельность в работе с обучающимися с задержкой психического развития и прийти к выводу о ее эффективности на этапе модернизации системы образования.

Гипотеза данного исследования, подтверждена. Повышение качества оказываемой помощи обучающимся с задержкой психического развития в условиях модернизации образования возможно при соответствии профессиональной деятельности учителя-логопеда определенным требованиям.

Данная работа будет интересна специалистам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования, практикующим учителям-логопедам, администрации образовательных учреждений, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Феникс, 2015. 64 с.
  2. Конвенция о правах ребенка. М.: Омега-Л, 2014. 24 с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и доп. на 2015 год). М.: Эксмо, 2015. 208 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Минобрнауки России. М.: Просвещение, 2013. 48 с. (Стандарты второго поколения).
  5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) (воспитатель, учитель)». URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15Профстандарт_педагога_%28проект%29.pdf (дата обращения: 11.12.2016).
  6. Профессиональный стандарт. «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» URL: http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2015/12/PS_Def.v7.0.docx (дата обращения: 18.02.2017).
  7. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=118 (дата обращения: 21.03.2017).
  8. Приказ № 1598 от 19.12.2014 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf (дата обращения: 15.11.2016).
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 18 сентября 2016 г. «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)». URL: http://lomovka-sh.edusite.ru/DswMedia/proektprikazamintrudarossii2.doc (дата обращения: 15.03.2017).
  10. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (проект). 2015. 110 с. URL: http://fgosovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 10.10.2016).
  11. Антонышева А.Л. Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ / А.Л. Антонышева, А.В.Севрюгина. Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ; Пионер, 2015. 100 с.
  12. Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ 1-4 классов: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Волгоград: Учитель, 2015. 90 с.
  13. Бронников, А.В. Глоссарий по комплексной реабилитации / А.В.Бронников, М.С. Надымова. Пермь: 2007. 88 с.
  14. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004, 304 с. (Золотые страницы сурдопедагогики).
  15. Гарбузова Т.М. Словарь экономических терминов для бизнесменов: Business English. Ростов – на / Д: Феникс, 2013. 188 с.
  16. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 144 с.
  17. Гамзаева М.В.К вопросу о педагогическом самоменеджменте. Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. 242-244 с.
  18. Дорофеева С.Е. Коррекция нарушений речи у младших школьников / С.Е. Дорофеева, Л.В.Семенюта, Л.А.Маленьких. М.: Сфера, 2011. 63 с.
  19. Елецкая О.В.Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская.М.: Сфера, 2007. 162 с.