Валова Анна Сергеевна
Учитель-логопед, МОУ СШ № 4 "Центр образования", г. Тутаев, Ярославская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Валова А.С. Содержание профессиональной деятельности логопеда в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 339254
Актуальностью, выбранной темы исследования, являются высокие требования к обучению и воспитанию различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования. Система специального образования, которая предъявляет особые требования к уровню профессионализма педагога, вовлеченного в образовательный процесс, содержит широкий спектр соответствующих специальностей, и в ней учитель-логопед является не менее значимым. Для реализации качественного обучения детей с особыми потребностями введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с различными нарушениями: слуха; зрения; речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; интеллекта; расстройствами аутистического спектра; множественными нарушениями развития.
Многочисленные исследования, таких ученых, как Марии Семеновны Певзнер, Татьяны Александровны Власовой, Владимира Ильича Лубовского, Клары Самойловны Лебединской и др., подтверждают, что обучающиеся с задержкой психического развития являются основной и неоднородной массой детей среди других категорий, испытывающих трудности в обучении.
Частным и не менее актуальным вопросом является организация содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования.
Новизна данного исследования обусловлена осуществлением вышедшего в свет проекта о профессиональном стандарте педагога-дефектолога. Данный документ предъявляет особые условия и требования к профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Проблемой является необходимость разработки требований к содержанию профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с задержкой психического развития в условиях модернизации системы образования.
Целью данного исследования является определение содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда на этапе модернизации системы образования.
Объектом изучения является – профессиональная деятельность учителя-логопеда в работе с обучающимися с задержкой психического развития.
Предметом изучения являются – особенности содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда в работе с обучающимися с задержкой психического развития.
Гипотезой данного исследования является предположение, что повышение качества логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития в условиях модернизации образования возможно при следующих требованиях к соответствию профессиональной деятельности учителя-логопеда:
Данная исследовательская работа предполагала решение следующих задач:
1. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения данной задачи была изучена нормативно – правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, включающая в себя документы нескольких уровней: международный, федеральный, правительственный и региональный. Были рассмотрены такие наиболее важные документы как, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проанализировать профессиональную деятельность учителя-логопеда на этапе модернизации системы образования.
Для работы и помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья учителю-логопеду необходимо владеть не только базовыми компетентностями, но и быть подготовленным специалистом в области различных видов социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-просветительской, диагностической, собственно коррекционной деятельности.
3. Изучить вышедший проект профессионального стандарта педагога-дефектолога.
4. Выявить особенности речевого развития у обучающихся различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у детей с задержкой психического развития.
Было определено, что у различных категорий обучающихся с ОВЗ в той или иной степени проявляются речевые нарушения, которые влияют на развитие и обучение ребенка. Необходимость в профессиональной помощи учителя-логопеда данным категориям обучающихся подтверждается.
Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными. Комплекс нарушений имеет системный характер, что и определяет значимость логопедического сопровождения.
5. Организовать и провести педагогическое исследование на базе муниципального образовательного учреждения средней школы №4 «Центр образования» города Тутаев, с целью выявления показателей и критериев оценки содержания профессиональной компетенции учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
6. Проанализировать результаты, проведенного исследования.
Анализ своей профессиональной деятельности в работе с обучающимися с задержкой психического развития за учебный период с 2014 по 2017 годы позволил установить взаимосвязь между содержанием деятельности учителя-логопеда и результативностью логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития.
Систематизация всех направлений и видов самообразования, обмен и распространение опыта, повышение квалификации позволило повысить уровень профессионализма.
Для оценивания профессиональной деятельности учителя-логопеда были выявлены и разработаны показатели и критерии оценивания эффективности. Данные критерии были определены через анализ опроса учителей-логопедов образовательных учреждений города Тутаев. Значимым критерием оценивания эффективности профессиональной деятельности является положительная динамика коррекционно-развивающей работы с обучающимися, нуждающимися в логопедическом сопровождении. Важным показателем оценивания выступает включение родителей в коррекционный процесс. Одним из критериев оценивания эффективности работы учителя-логопеда является распространение и обмен опытом на различных уровнях. Необходимым критерием оценивания становится повышение уровня квалификации специалиста в области специальных знаний в работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанные критерии дали возможность оценить свою профессиональной деятельность в работе с обучающимися с задержкой психического развития и прийти к выводу о ее эффективности на этапе модернизации системы образования.
Гипотеза данного исследования, подтверждена. Повышение качества оказываемой помощи обучающимся с задержкой психического развития в условиях модернизации образования возможно при соответствии профессиональной деятельности учителя-логопеда определенным требованиям.
Данная работа будет интересна специалистам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования, практикующим учителям-логопедам, администрации образовательных учреждений, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
Литература: