Педагогическая диагностика в образовательном процессе

Баринова Ангелина Николаевна

Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 6, г. Павлово, Нижегородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Баринова А.Н. Педагогическая диагностика в образовательном процессе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 25.06.2019).

Заказ № 318783


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Примеры диагностических заданий


Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. С введением Стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы становится формирование ключевых компетентностей младшего школьника. Ключевые компетенции рассматриваются как личностные новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения, но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения. 

В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Оценка достижения требований к освоению программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная модель его достижений. Отслеживание продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.

Для оценки достижения требований к результатам образования необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся. 

В ФГОС второго поколения предложена следующая уровневая оценка результатов: ниже базового, базовый, повышенный, высокий.

В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: 

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; 
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины; 
  • определить уровень овладения учебной деятельностью; 
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. 

Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов: 

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
  • умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; 
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. 

Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков (Приложение 1). 

Три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков ставят задачу: 

  • проверки воспроизведения знаний, 
  • применения знаний в знакомой ситуации, 
  • применения знаний в незнакомой ситуации.

Пример диагностических заданий, выявляющих продуктивный уровень усвоения предметных знаний, умений и навыков (Приложение 2).

Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины.

На выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений направлено выполнение таких заданий: 

Примеры из педагогической диагностики (Приложение 3).

Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью. 

Диагностические работы позволяют определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.

Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки (Приложение 4).

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся

Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или о гибкости мышления учащихся. 

Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в языковом развитии. 

Примеры из педагогической диагностики по русскому языку 2-3 класс (Приложение 5).

Педагогическая диагностика строится по следующим этапам: 

Стартовый этап диагностики

Цель: 

В 1 классе – определить учебные возможности ребенка, возможности в усвоении программных требований, готовность его к обучению в школе. 

Организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе».

Во 2-4 классах–- сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года, отражаемые педагогом в сводных технологических картах и выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению. 

2 этап – (конец каждой четверти) 

Промежуточная диагностика

Цель: выявить динамику уровня овладения отдельными компонентами учебной деятельности по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени, оказание ему целенаправленной помощи. И наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. 

Форма проведения: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты результаты которых фиксируются в технологических картах.

3 этап – (конец апреля – май) 

Итоговая диагностика 

Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года. 

Формы проведения: контрольные работы, тесты. 

Результаты фиксируются в «Карте индивидуальных достижений» 

Итак, педагогическая диагностика позволяет определить: 

  • какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы; 
  • уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); 
  • причины устойчивых ошибок и характер возникающих затруднений; 
  • происходят ли изменения в математическом и языковом развитии; 
  • способствует ли обучение продвижению в общем развитии обучающихся. 

 

Литература:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. М.: ПО России, 2012.
  2. Лизинский В.М. Приемы и формы учебной деятельности. М., 2002.
  3. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 
  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.