Необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном детстве

Муртузалиева Гебекиз Халимбековна

Воспитатель, МБДОУ "Семицветик", г. Сургут, ХМАО – Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Муртузалиева Г.Х. Необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном детстве // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 317745


 

Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. В этом сложном процессе становления человеком очень важно, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, где может себя чувствовать хорошо, где может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этого.

Развитие чувства юмора – это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности. Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве - изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает. Шутка - говорить неправду не ради лжи, а для безвредной потехи, забавы, веселья, тешить себя и людей пустой забавной выдумкой. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания, такой добротный материал надо уметь и отбирать, и создавать. Задача действительно не из легких, воспитание юмора неотделимо от воспитания вкуса. Житейские примеры показывают нам, что, не воспитав вкуса, юный человек рискует, даже став взрослым, увидеть в высоком мастерстве гениальных насмешников только обывательскую пошлость. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Чувство юмора не бывает врожденным, оно воспитывается у ребенка в семье. Если родители отличаются эмоциональной открытостью и позитивным взглядом на жизнь, то и чувство юмора в такой семье присутствует и является обязательным атрибутом. Ребенок, находясь в атмосфере эмоционального комфорта, глядя на родителей, учится шутить и понимать шутки. Никогда не слишком рано начать развивать чувство юмора, но важно поддерживать его на высоком уровне, поскольку ребенок становится старше. Когда родители играют и шутят со своим ребенком, восхищаются глупостью и смехом, они помогают ему развивать игривое и юмористическое отношение к жизни. Один из лучших способов развить чувство юмора у ребенка – шутить, смеяться и улыбаться вместе. Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими, имеют более высокое чувство собственного достоинства, и могут обращаться с различиями (их собственное и других) хорошо. Детям, которые могут ценить и разделить юмор, более способны обращаться с бедственными ситуациями детства - от переезда в другой город до поддразнивания хулиганами на детской площадке. С детьми надо говорить забавно. На этом настаивал Горький, включая в сферу забавного даже и то, что само по себе очень смешно, но безоговорочно достойно осмеяния. Советским писателям приходилось и теоретически и практически доказывать, каким многосторонним и сильным средством воспитания становится юмор – витамин роста, дивный способ постижения мира через игру, верное лекарство против многих детских болезней, оружие борьбы против косного и чуждого. Таким образом, необходимо создавать богатую юмором окружающую среду, окружить ребенка забавными книгами – для малышей и дошкольников.

Ученые не пришли пока к выводу, к каким чувствам относится юмор: моральным, интеллектуальным или эстетическим. Ясно одно, что формировать это чувство крайне нелегко. К сожалению, воспитание юмора проходило до недавнего времени в нашей стране спонтанно, хаотично. Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что из всех человеческих качеств более всего способствует счастью жизнерадостность. И действительно, люди, которым присущи юмор, смех, улыбка, шутка, относятся к таким людям, которые всегда в центре внимания, их любят, к ним тянутся. Потому что человек с юмором – это, как правило, добрый человек, такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.

Формировать юмор с детства – это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами». Улыбка и смех – всегда хорошие помощники человеку. Нужно не забыть о юморе и не опоздать - и тогда ребенок будет адаптирован к жизни, к тернистым ее тропкам, преодолению ошибок и трудностей. С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. «Смех – один из каналов познания, – пишет В. Сухомлинский, – одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно».

Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника. 

Чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Его отсутствие может означать опасную задержку в этом развитии. Ученые не пришли пока к выводу, к каким чувствам относится юмор: моральным, интеллектуальным или эстетическим. Ясно одно, что формировать это чувство крайне нелегко. К сожалению, воспитание юмора проходило до недавнего времени в нашей стране спонтанно, хаотично. Отечественный психолог А.Н. Лук выделил психотерапевтическую функцию юмора – способность формировать оптимистическое, жизнерадостное отношение к окружающему миру, вырабатывать уверенность в своих силах, раскованность в своих силах, самокритичность. Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что из всех человеческих качеств более всего способствует счастью жизнерадостность. Формирование такого нужного качества должно быть не только задачей дошкольного учреждения, но и семьи. Чувство комического возникает, когда ребёнок сталкивается с чем-то несуразным, неожиданным. Младшие и средние дошкольники видят комизм во внешности, одежде, жестах персонажа, в несоответствии ситуации при восприятии весёлых рассказов, смешных картинок. Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях. Смех у них вызывают нравственные недостатки, пороки (трусость, жадность, лень, хвастовство), нелогичность действий и поступков взрослых, одушевление знакомых предметов. Чувство комического связано с умственным развитием, поскольку опирается на осознание несовершенства восприятия предмета, осмысление известного недостатка. Хорошо понимая значение слов, дети смеются не только над необычностью звучания, причудливым сложным словом, но и над грамматической ошибкой в речи, предложением, где замена одного слова другим меняет или искажает смысл всего предложения. Формировать юмор с детства – это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья, смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и неприятностями. Улыбка и смех – всегда хорошие помощники человеку. Нужно не забыть о юморе, не опоздать - и тогда ребенок будет адаптирован к жизни, к тернистым ее тропкам, преодолению ошибок и трудностей. «Улыбка и смех, – говорит советский психолог С.Л. Рубинштейн, – будучи первоначально выражением – сначала рефлекторным – элементарного удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя в конце концов все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа; оставаясь внешне почти тем же, чем они были, улыбка и смех в ходе исторического развития человека приобретают всё более глубокое и тонкое психологическое содержание» С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. 

Самым восприимчивым возрастом для формирования самозащиты выступает возраст 5-7 летнего ребёнка. Исследователи пришли к выводу, что наиболее “весёлым” можно считать возраст 6 лет, когда ребёнок смеётся и хохочет по 300-400 раз в день. Считается, что дети меньше подвержены стрессам, потому что в процессе игры дают выход эмоциям через смех, в отличие от взрослого человека. Развивая в ребёнке такую индивидуальную способность как смеяться, утверждать чувство юмора – это значит укреплять его умственные силы и способности, вместе с тем учить тонко думать и мудро видеть мир.

Одно из средств воспитания чувства юмора - художественная литература. Весёлая стихотворная книжка – средство воспитания чувств, среди которых чувство юмора занимает далеко не последнее место. Это прекрасное средство постижения стиха, ритма, формы, красоты и гибкости родного слова. Читая юмористические произведения, ребёнок получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни. Формировать у ребёнка чувство юмора – это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия. Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным. В старшем дошкольном возрасте ребёнок замечает комические неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (людоед вежлив и питается травой), тонкие несоответствия, часто смеётся над соединением несоединимых явлений, предметов, признаков шапка разговаривает, песня хрипит). В этом возрасте дети с удовольствие слушают смешные сказки, весёлые рассказы, стихи, басни, пытаются сами создавать комичные ситуации. Прочитав юмористический рассказ, дети оживлённо вспоминают случаи из своей жизни, друзей, знакомых, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни, поэтому, так ценят юмор и иронию в детских произведениях. В старшем возрасте детям нравятся рассказы, стихи Э. Успенского, В. Драгунского, Г. Остера, Н. Носова и многих других авторов. Значение художественной литературы в формировании чувства юмора является важной задачей дошкольного воспитания. Для дошкольников юмористические произведения – это специфический вид художественного, словесного юмора, который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоционально-положительную реакцию, доброжелательный смех. Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной. Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. У детской литературы есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. Юмор в детском чтении должен быть прежде всего источником добрых чувств, но не служить примирению со злом. На пути своего развития дети дошкольного возраста должны научиться оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать каламбур и веселое звучание поговорки. Именно со знакомства с фольклором начинается воспитание чувства юмора. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.

Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений, это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора. Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы.

По ритму и динамизму частушки напоминают многие народные детские песенки. Они служат детям прибаутками, приговорками, считалками и даже перевертышами. В фольклоре много частушек-«нескладух» которые, подобно перевертышам, забавляют слушателей тем, что приписывают людям несвойственные им поступки и действия:

«На сосне растут для Светы

Шоколад, халва, конфеты,

А на пальме зреют груши

Очень вкусные, я кушал».

Достоинства веселой книжки определяет множество условий – это и любовь к ребенку и «чувство детства», пылкая эмоциональность и тонкое мастерство слова, современность в самом широком смысле и своеобразие подхода к сюжету. Определяются эти достоинства и находками в области смешного, и естественностью таких находок, и, что, очень существенно, внутренней нравственной или познавательной наполненностью комического образа. 

Говоря о мастерстве детских писателей, Б. Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал: «От маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни». У больших детских писателей и поэтов грустное, лирическое, героическое, смешное часто стоят рядом, как стоят они рядом и причудливо переплетаются в жизни ребенка. Яркие, необычные сравнения, красочные определения – это важные выразительные средства художественной литературы. Слушая сказки и особенно стихи, ребенок должен научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка. 

Ведь когда все идет привычным, заведенным порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что-то необыкновенное, невозможное, сразу являются вопросы:

Что это такое?

И может ли такое быть?

А если не может быть, то почему не может?

А если может быть, то почему может? И как это

Сначала показалось, что не может быть?

То есть шарики и колесики в голове невольно начинают крутиться. Причем если мы сами не вставляем палки в эти колесики, то они приучаются двигаться очень быстро. Вы не успели еще прочесть веселый стишок ребенку, а все вопросы у него в голове уже поставлены и ответы получены в одну секунду. И ребенок начинает смеяться. Потому что он знает, в чем суть этого беспорядка, – и радуется своему знанию. Это - интеллектуальная радость, недаром еще древние считали смех тем признаком человека, который отличает его от животных.

Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной.

 

Литература:

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия,1997.
  2. Бегак Б. Дети смеются. М., 1971.
  3. Бегак Б. Странствия продолжаются. М.: Детская литература, 1989.
  4. Береговая Л.Г., Гурович Л.М., Логинова В.И. Ребёнок и книга. М., Просвещение, 1992. 62 с.
  5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1998. 240 с.
  6. Детская литература / под ред. А.В. Терновского. М., 1977.
  7. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
  8. Хрестоматия по детской литературе: учебное пособие / сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева и др. М.: Академия, 1997.