Спешим на помощь в Лапландский заповедник (число и цифра 0): конспект занятия по ФЭМП

Кузина Ирина Михайловна

Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ детский сад № 7, Североморск, Мурманская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кузина И.М. Спешим на помощь в Лапландский заповедник (число и цифра 0): конспект занятия по ФЭМП // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 25.06.2019).

Заказ № 317051


 

Задачи:

  • Познакомить с цифрой 0;
  • Сформировать представление о числе 0;
  • Сформировать умение соотносить цифру 0 с отсутствием предметов; 
  • Продолжать учить узнавать и называть геометрические тела;
  • Закрепить умение считать до 5 и соотносить цифры 1-5 с количеством; 
  • Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность;
  • Воспитывать желание преодолевать затруднения.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • Карточки с цифрами от1 до 5;
  • Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 5 (по несколько штук).

Раздаточный материал:

  • Карточки с разным количеством геометрических тел;
  • Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 5;
  • Карточки с изображением орехов, северных грибов, серая славка (птичка), буроголовая гаичка (пухляк) птичка, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 5 и три карточки с цифрой 0.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной игровой образовательной ситуации ребёнок получает представление о числе и цифре 0, учится соотносить цифру 0 с отсутствием предметов, закрепляет умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяет названия объемных геометрических фигур.

«Детская цель» - помочь работнику Лапландского заповедника подготовиться к зимовью зверей. 

Получение нового знания – отсутствие предметов и обозначение ее цифрой 0.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что ребёнок не может подписать пустой домик.

Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.

Способ преодоления затруднения - «придумать самому и сравнить с образцом».

 

Ход занятия

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

- Ребята, вы когда-нибудь были в Лапландском заповеднике? Кто – ни будь знает, где он находится? (На Кольском полуострове, в Мурманской области)

- Что такое заповедник? 

Воспитатель даёт краткую информацию о данном заповеднике (В течение всего года по заповеднику проводятся экскурсии: зимой к Чунозерской усадьбе, где проходит встреча с Дедом Морозом, летом — по экологическим тропам, к Музею первого директора Г.М. Крепса, где рассказывают о непростой истории создания заповедника, или к Музею Семенова-Тян-Шанского, патриарха заповедного дела, летописца северной природы, который посвятил 60 лет жизни Лапландскому заповеднику).

- Предложить вспомнить о том, какое время года сейчас наступило?

- Какое время года наступит после осени? 

- Как изменилась окружающая природа севера с приходом осени? 

- Изменится ли жизнь животных, птиц с наступлением осени, а далее и зимы?

- Как изменяется жизнь животных и птиц осенью?

- Почтальон принесла письмо, давайте посмотрим от кого оно?

- Ребята, к нам за помощью обратился работник заповедника, Сергей Иванович. 

- У него осенью в заповедном Лапландском лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в Лапландский заповедник и помочь Сергею Ивановичу? Справитесь? 

 

2. Актуализация знаний.

Игра: «Едем на автобусе в заповедник»

- Как мы доберемся до заповедника?

Выслушиваются все ответы детей, выбирается наиболее оптимальный вариант, поехать на автобусе.

- Что, нужно сделать, чтобы доехать на автобусе? (Купить билет).

Дети покупают у воспитателя – кондуктора билет, встав в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических тел (шаров, кубов, конусов). Автобус построен из стульев, на которых написаны числа (в пределах 5).

Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель –кондуктор проверяет билеты. Пассажир - ребёнок должен сказать, почему он выбрал ту или иную цифру, указать, какое количество геометрических тел нарисовано на его билете. Воспитатель следит за правильным согласованием числительного и существительного в роде и числе.

Когда билеты проверены, автобус отправляется в путь под весёлую детскую песенку (по выбору воспитателя) 

Останова, воспитатель приглашает детей полюбоваться красивой осенней северной природой, вдохнуть прохладный осенний воздух. 

Воспитатель сообщает, что ему только что позвонил Сергей Иванович на мобильный телефон, извинился, что не может встретить ребят, и передал вот такую просьбу.

Некоторые птицы улетели в теплые края, а некоторые остались зимовать в нашем северном крае, в специальных домиках. Сергей Иванович просит пересчитать оставшихся птиц и подписать домики, чтобы он мог точно знать, сколько корма готовить для каждого домика.

Игра: «Птичьи домики»

Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы птички-точки. (сколько точек – столько птичек живёт в домике)

- Как вы будете подписывать домики? (нужно пересчитать, сколько птичек живет в домике, и на крыше «написать» нужную цифру). Ребята выполняют задание.

Затруднение в ситуации

Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался не подписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик.

- Ребята, сколько птичек осталось в этом домике? (Ни сколько, ни одной).

Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.

- Сколько птичек осталось в этом домике? (ноль птичек, количество птичек равно нулю).

Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении.

- Смогли мы помочь Сергею Ивановичу и подписать все домики? (Нет)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).

 

Открытие нового знания.

- Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

Дети решают самостоятельно придумать цифру, а воспитатель приглашает их сначала немного погулять по заповеднику, отдохнуть, ведь им предстоит сложное дело.

Дети выходят на ковёр и гуляют там.

Воспитатель восторженно говорит:

- Смотрите ребята, сколько грибов кругом, собирайте грибы и несите мне в рюкзак. Смотрите сколько шишек, собирайте их и несите мне в рюкзак.

- Погуляли, отдохнули и урожай собрали. Ой, ребята, а рюкзак -то наш пустой, в нем ничего нет. Как так получилось, что мы собирали, собирали, а ничего нет? (наверное, в рюкзаке дырка). Сколько грибов мы принесли в дырявом рюкзаке (ноль грибов), сколько шишек мы принесли в дырявом рюкзаке (ноль шишек).

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем рюкзаке? (Дети показывают пальцами дырку). Ничего, попросим кастеляншу нашего детского сада, она зашьет дырку.

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в рюкзаке.)

- Получилось? А теперь проверим себя. Дети открывают тетради и сравнивают их рисунок с цифрой ноль. Воспитатель читает стихотворение.

В. Черняева

Цифра нуль пустое место

Или просто — ничего.

Нуль раздулся в знак протеста,

Чтоб заметили его.

Воспитатель просит с отдельного стола выбрать карточку на которой написана цифра ноль и положить на крышу домика.

- Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного).

Вывод: подвести детей к пониманию того, что цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что Сергей Иванович очень благодарен им, и теперь зимой он сможет правильно раздать птичкам корм.

Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Игра: «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13).

Дети открывают тетрадь. Воспитатель предлагает рассмотреть им картинку и рассказывает, что, Сергей Иванович, просит собрать в мешок корм для животных. Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев, потом кубики соли для лосей и оленей и в конце орешки для белочки.

Воспитатель просит сосчитать морковки, кубики соли и орешки и соединить с соответствующим числом. Сколько морковок осталось? (ни одной, ноль). Сколько кубиков соли осталось? (ни одного, ноль). Сколько орешков осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).

Игра: «Напиши записку»

Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать родителям, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили и что собирали. Но так как мы писать буквы еще не умеем, мы запишем это цифрами и картинками.

Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки.

«Сегодня в лесу я встретил 5 птичек – буроголовых гаичек и 3 птички - серая славка, собрал 4 гриба и 5 орехов, но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя». (у разных детей получится разное количество грибов, орехов, птичек) 

- Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись).

Если позволяет время, можно предложить детям прочитать свой рассказ. 

3. Осмысление.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (в Лапландском заповеднике)

- Кому нам удалось помочь? 

- Чем помогли Сергею Ивановичу?

- Какое новое знание нам помогло в этом? (мы смогли подписать птичьи домики, сложить в мешки корм для зверей и написали записку для родителей, мы узнали, как записывается число 0).

- Молодцы ребята! 

 

Литература:

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе: практический курс математики для дошкольников.