Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Хоменко Марина Сергеевна

Учитель-дефектолог, МБОУ "Московская СОШ им. А.П. Кыштымова" СПДО д/с "Зоренька", Республика Хакасия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хоменко М.С. Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 13.11.2019).

Заказ № 315693


 

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики и служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее успешно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять основу для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. 

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Логоритмика состоит из следующих элементов:

  • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики. 

С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,

по гладенькой дорожке,

в ямку бух!».

А физминутки на школьных уроках:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.

«Снежинки». 

(И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и.п.)

Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.

Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные. 

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.

 

Литература:

  1. Ахмадеева М.Р. Инновационные технологии в логопедической работе (Орф-педагогика). URL: https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-log (дата обращения 20.12.2018).
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.:СПб.: КАРО, 2005. С. 30-36.
  3. Кокурина Г.В. Развитие общей моторики у детей с нарушениями интеллекта на логоритмических занятиях. URL: http://kemgkb4.ru/motorika-u-detej-s-umstvennoj-ot (дата обращения 20.12.2018).
  4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014. С. 151-154.
  5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: методические рекомендации. М., 2001. С. 3-10.
  6. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: учебное пособие. М., 2002. с. 40.